Михаил Ходорковский готов к новому повороту на своем процессе.
Фото Reuters
На вчерашнем заседании Хамовнического суда продолжился допрос экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Похоже, обвинение меняет позицию. Вопросы прокурора Валерия Лахтина все чаще наталкивают на мысль о возможном новом, третьем по счету деле против бывшего главы компании. Так считают эксперты «НГ».
Утро в зале № 7 началось с требования гособвинителя продлить срок ареста Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому, и сегодня, как ожидается, суд поддержит эту просьбу.
Затем прокурор Валерий Лахтин неожиданно перешел в оборону: на его взгляд, адвокаты и подсудимые в «многочисленных интервью и средствах массовой информации», а также «в обращениях в Европейский суд по правам человека» представляют позицию стороны обвинения «как некомпетентную и ущербную».
Между тем в позиции прокуратуры действительно много странностей. Накануне Лахтин львиную долю своего допроса посвятил выяснению обстоятельств, связанных с приватизацией ЮКОСа. Обвинителя интересовало: кто конкретно в правительстве инициировал залоговый аукцион по ЮКОСу? Ходорковский отвечал: разговор о залоговых аукционах ЮКОСа вел Потанин. Лахтин допытывался: в каком составе был образован пул будущих участников со стороны ЮКОСа? Кто, сколько и из каких источников вносил деньги?
В результате допроса создалось впечатление, что прокуратуру интересуют детали какого-то нового дела, не связанного с тем, что рассматривается ныне в Хамовническом суде. Не исключает такого варианта и адвокат Ходорковского Вадим Клювгант: «В этом деле можно ожидать чего угодно. Это не новая тема, она присутствует в самом тексте обвинения. Сама преамбула которого состоит из утверждения о незаконности приватизации ЮКОСа».
Защитник напомнил: «Второе дело Ходорковского, которое сейчас в суде, тоже возникло еще в 2004 году, а узнали мы об этом только в конце 2006-го. Этот метод взят на вооружение очень прочно».
В том, что дело Ходорковского № 3 существует, не сомневается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Об этом свидетельствуют показания свидетелей, потому что некоторые из них прямо говорили, что в ходе допросов следователи им не позволяли давать в суде показания по этому процессу, ссылаясь на следующее дело. Более того, эти свидетели недоумевали по этому поводу на заседаниях – это можно увидеть по репортажам из зала суда. Они просто не могли понять, на каком деле они присутствуют – № 2 или № 3, потому что их допрашивали по обоим делам».
Однако, замечает собеседник «НГ», «если прокуратура решит копать от ситуации возникновения ЮКОСа, возникают две проблемы. Первая – срок давности тех событий истек в 2005 году. С другой стороны, такими же серыми схемами создавались все олигархические бизнесы того времени: «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и многие-многие другие. И если сейчас обвинить Ходорковского в преступлении против человечества, которое не имеет срока давности, – то должны садиться все начиная с Бориса Ельцина, который это дело санкционировал».
О деле № 3 ничего не известно, указывает эксперт, «потому что свидетелям запрещено о нем говорить»: «Дело еще не передано в суд, поэтому они иногда отказывались давать показания по нему. Напомню, что второе дело долгое время существовало в виде одного листа бумаги, который лежал в папке и который не показывали даже адвокатам, потому что нечего было показывать. Логика очень простая. Пока Владимир Путин будет сохранять в России прежнее влияние, Ходорковский и Лебедев должны сидеть. Поэтому будут выдумывать третье, четвертое, их будут высасывать из пальца, будут обсуждать антироссийское сотрудничество Ходорковского с инопланетянами, с Березовским, с американской закулисой, с Исламской Республикой Иран, с кем угодно...»
Причина поиска новых зацепок, уверен Делягин, в реальной угрозе развала дела № 2: «Сегодня идет процесс, где отсутствует не то что состав преступления, но и отсутствует, строго говоря, обвинение. Я много раз туда ходил, когда прокуратура зачитывала обвинение – оно просто не имеет смысла. Оно бессодержательно. Если бы Ходорковского обвиняли в том, что он на деньги английской разведки копал тоннель из Калькутты в Лондон, это было бы понятно. Но тем не менее год люди сидят в СИЗО и год продолжается цирк. Когда он закончится, начнется следующий. По очень простой причине: если цирк прекратить, то нужно немедленно отдавать под суд его организаторов».
Делягин допускает, кстати, что в деле Ходорковского могут быть замешаны интересы антипутинской части элиты: «Вероятно, поэтому суд взял перерыв на майские праздники после выступления Ходорковского, который потребовал, чтобы в суд был вызван как свидетель премьер. Однако ясно, что еще не настало время для десакрализации образа Путина. Еще рано...»
Каковы возможности открытия нового дела против Михаила Ходорковского? Источник «НГ» в окружении подсудимого напоминает о сроке давности, но вполне допускает, что власти пренебрегут такой «мелочью»: либо изменив закон, либо просто его не заметив. Однако источник «НГ» в комитете по законодательству Государственной Думы уверен: обойти этот пункт никому не будет позволено.