Центризбирком опубликовал на днях данные о доходах и расходах семи политических партий России за первый квартал 2010 года. За это время на счета политструктур поступило 1409,3 млн. руб., из них деньгами – 1392,6 млн. Как выяснилось, почти все эти средства попали в партийные кошельки из госбюджета. И, судя по расходной статье, будут распределены в течение года почти исключительно на содержание руководства – в Центре и на местах.
Средства федерального бюджета составили в доходах партий 1276,1 млн. руб. То есть разница с окончательной суммой поступлений минимальна – около 100 млн. Пожертвования от юридических лиц в общей партийной казне – 96,1 млн. руб., от граждан – 3,4 млн.
Любопытен расклад по тратам: «осуществление уставной деятельности» потребовало от партий 533,8 млн. руб., и львиная доля этой суммы была израсходована на содержание партийных аппаратов. Руководящие органы политструктур потратили на себя 125,9 млн. руб. Содержание региональных отделений обошлось партийцам в 289,1 млн. руб. Что составляет в целом 415 млн. И лишь пятая часть общих расходов ушла на то, чем в глазах обывателей обычно занимается каждая политическая партия. На подготовку и проведение региональных выборов израсходовано 10,6 млн. руб.; на проведение публичных мероприятий, пропагандистскую и благотворительную деятельность – 77,2 млн.
Впрочем, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает такую ситуацию неудивительной: «Уровень финансовой обеспеченности общества низок. И тратить деньги на политику им кажется по меньшей мере странным делом. Это и проявление слабости гражданского общества. И еще: у нас низкий уровень доверия партиям как механизмам, это показывает социология».
Партии, поясняет член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов, «функционально должны поддерживать некие ролевые функции, как на ток-шоу». Вот сидит одна команда и говорит: «Это белое». Вторая говорит: «Нет, это черное». В принципе попыток разобраться в сюжете не существует. Такая задача не ставится. Важно создать некую имитацию публичной дискуссии. Поэтому партии в этой ситуации по большому счету лишены самостоятельности, или их самостоятельность весьма ограниченна». Эксперт приводит в пример нынешнее обсуждение бюджета – вернее, отсутствие этого самого обсуждения: «Важнейший закон идет, но что-то мы не видим никакой активности политических партий. Казалось бы, сейчас самое время собирать митинги, организовывать дискуссии – но ничего этого нет и в помине! У самих партий нет такой нужды. Это также не нужно ни бизнесу, ни частным лицам – нам с вами. Мы знаем, что это бессмысленно. Все равно позицию нашу партии отражать не будут. Они будут руководствоваться логикой своей византийской игры – этакими частными походами в Кремль».
Да и само государство, указывает Рябов, в такой ситуации, видимо, придерживается соответствующей линии: «Уж лучше мы вам дадим средства на содержание функционеров, которые будут ездить на неплохих машинах, содержать помощников... От греха подальше, а то получите деньги какие-то со стороны, а вместе с деньгами – дурное влияние. Все участники игры уже давно понимают ее истинный смысл, а тогда – зачем открывать кредитные линии, участвовать в чем-то...»