Влияние Михаила Гуцериева в вайнахских республиках по-прежнему велико.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Бизнесмен Михаил Гуцериев, о возможном возвращении которого говорили еще с осени прошлого года, вернется в Россию – возможно, в течение ближайших нескольких недель. Глава НК «Русснефть», объявленный в международный розыск в 2007 году по обвинению в неуплате налогов и лжепредпринимательстве, ожидает вступления в силу постановления суда о прекращении уголовного дела. В эти же дни должна быть завершена процедура сделки о передаче 49% акций компании Гуцериева АФК «Система». По неофициальной информации, совладельцем компании стал Сбербанк РФ, приобретший 2% акций с целью создать паритет между основными собственниками «Русснефти».
Когда вернется Гуцериев теперь, в общем-то, понятно, а вот куда – нет. Больше всего его ожидают на его малой родине – в Ингушетии. Здесь со времен правления первого президента республики Руслана Аушева развивался его бизнес, охватывавший все крупные коммерчески привлекательные объекты. Михаила Сафарбековича ждут и в Чечне, где он родился, где начинал хозяйственную деятельность в должности директора мебельной фабрики. Уже при Рамзане Кадырове бизнесмен учреждает в Грозном несколько проектов, в том числе и благотворительных.
Видимо, эти последние проекты, вернее, их продолжение и расширение в двух вайнахских республиках стали причиной «возвращения» опального олигарха. В его активе не только более 2 млрд. долл., но и хорошее знание региона. Настолько хорошее, что в период недовольства Кремля Русланом Аушевым на Гуцериева совершенно необоснованно навешивались ярлыки о финансировании им чеченских сепаратистов. О том, что это маловероятно, говорит отсутствие развития этой темы компетентными органами, чего нельзя сказать о его бизнес-партнере, и не только, Руслане Султановиче Аушеве. Да и проекты при Кадырове-младшем говорят об этом.
Похоже, желание видеть Гуцериева на юге страны вызвано ухудшающейся ситуацией на Северном Кавказе. Москва одними из причин «ухода в лес» молодежи назвала безработицу и бедность. Регион выделен в отдельный федеральный округ во главе с «человеком из экономики» Александром Хлопониным. Чечня продолжает финансироваться в особом режиме, Ингушетии выделили целевые 23 млрд. руб. «под Евкурова». Однако проведенные недавно проверки Счетной палаты РФ в этих субъектах показали, что особо важные представители Кремля в Магасе и Грозном не могут изжить коррупцию, неумело используют огромные финансовые потоки, не в состоянии ими грамотно управлять.
Если «реэмиграция» Михаила Сафарбековича все же имеет кавказский след, то очевидно, что от него потребуется не только продолжение развития названных проектов, но также инвестиционная активность. А при вложении значительных финансовых средств на ограниченной площади (Чечня, Ингушетия) уже нельзя обойтись без участия в управлении как своими, так и государственными средствами. Значит, инкорпорация Гуцериева и его людей в соответствующие государственные структуры станет неизбежной. Тем более при его опыте управления большими деньгами и в Чечне, и в Ингушетии.