Мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому предстоит сдать экзамен депутатам.
Фото с официального сайта Екатеринбурга
В регионах стартовал сезон отчетов мэров перед депутатами городских парламентов. Через эту процедуру им приходится проходить впервые. Опасность ее в том, что градоначальник может поплатиться своей должностью, если законодатели дважды поставят ему отрицательную оценку. Проблемы в первую очередь могут возникнуть у мэров региональных столиц, конфликтующих с губернаторами. В их числе главы Самары, Иркутска, Мурманска, Омска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода.
В сентябре прошлого года вступили в силу поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, инициированные президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства наделил городские парламенты правом «удалять мэров от должности». Одно из оснований: «Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом по результатам его ежегодного отчета перед ним, данная два раза подряд». Отчитываться перед депутатами горсовета мэры могли и раньше по собственному желанию. Правда, эта процедура не была никак формализована и не предполагала далеко идущих последствий.
Однако теперь эта норма стала обязательной. В конце весеннего политического сезона, мае–июне, мэры должны будут опробовать этот во многом новый для себя формат выступления с отчетом перед депутатами. Экзамен им предстоит вынести непростой – градоначальник, не оправдавший доверие законодателей, рискует лишиться должности. Член Общественной палаты – специалист в сфере муниципального права Вячеслав Глазычев в беседе с «НГ» отметил, что согласно президентской поправке депутаты, выслушав отчет мэра, имеют право подтвердить его полномочия или усомниться в них. Если и пересдача окажется неудачной, шансы градоначальника остаться в должности приблизятся к нулю.
Проблема в том, что в федеральном законодательстве не прописаны критерии оценки деятельности мэров. Источник «НГ» в Государственно-правовом управлении президента сообщил, что федеральный Центр уточнять параметры отметки не планирует: «Государство не должно вмешиваться в жизнь муниципалитетов. Муниципальная и государственная власть по Конституции разделены». Впрочем, разработать набор показателей и записать их в местных уставах могут сами муниципии. Однако этого до сих пор не было сделано ни в одном муниципальном образовании. По сути, у городских депутатов есть огромный простор для выводов.
«Единая Россия», как известно, контролирует не только региональные парламенты, но и горсоветы на местах. Зато с мэрами, особенно главами региональных столиц, у партии власти не все так гладко, как с депутатами. Есть масса случаев, когда мэр областного центра находится в состоянии конфронтации с губернатором. Причем преимущество в конфликтах с региональной властью, как правило, оказывается на стороне градоначальника. Во-первых, его легитимность выше потому, что его избирает народ. Во-вторых, в отдельных случаях он управляет большим числом людей, чем губернатор. В некоторых региональных столицах сосредоточена основная масса населения региона. На долю губернатора остаются лишь жители небольших городов и сел.
Региональные главы еще в бытность президентом Владимира Путина настаивали на том, чтобы их наделили правом назначать и снимать мэров столиц. Однако всякий раз им в этом отказывали. После принятия президентских поправок их мечта наконец-то сбылась. В тех регионах, где мэр областной столицы и губернатор не могут найти общего языка, городские парламенты традиционно находятся под контролем областного главы. По словам Глазычева, в этой ситуации оценку за годовой отчет градоначальника они могут выставить под нажимом регионального начальника, а впоследствии и свести с мэром счеты.
Напряженные отношения между мэрами и губернаторами наблюдаются в Мурманской, Самарской, Иркутской, Омской, Свердловской, Нижегородской и других областях. В Мурманске конфликт между региональной и муниципальной властью тлеет на протяжении последнего года, с тех пор, когда мэр Сергей Субботин прошлой весной выиграл выборы градоначальника вопреки установкам «Единой России», делавшей ставку на другого кандидата. В середине мая Субботин впервые выступит с отчетом перед депутатами. Законодатели не скрывают, что хорошей оценки за проделанную работу ему ждать не стоит. За прошедший год он так и не выстроил партнерских отношений с новым губернатором Дмитрием Дмитриенко. На мартовских выборах мэра Иркутска победил кандидат от КПРФ Виктор Кондрашев. Представители центрального руководства «Единой России» сразу предупредили, что будут следить за каждым его шагом и отразят свое к нему отношение в ежегодной оценке.
Рискует получить неуд за отчет также и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, которому не удалось установить дружеские отношения с новым губернатором Свердловской области Александром Мишариным. Список может пополнить и мэр Самары Виктор Тархов, конфликтующий с губернатором Владимиром Артяковым, мэр Омска Виктор Шрейдер, у него сложности в отношениях с главой области Леонидом Полежаевым, а также мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, находящийся в контрах с губернатором Валерием Шанцевым.
Глава Межрегиональной ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова в беседе с «НГ» отметила, что такое положение вещей, когда депутаты могут отправить в отставку мэра, выставив ему дважды негативную оценку, нарушает норму Конституции о разделении властей. На взгляд эксперта, идея с отчетами мэров и оценкой их деятельности сама по себе неплохая. Однако не должна приводить к столь необратимым последствиям. По ее словам, оценка законодателей должна быть обнародована и избиратели сами должны решить, насколько она оправдана, на следующих выборах мэра: «Для этого и существуют прямые выборы».