0
1683
Газета Политика Интернет-версия

20.04.2010 00:00:00

Отложенный противоракетный кризис

Владимир Дворкин

Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин - генерал-майор в отставке, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, доктор технических наук.

Тэги: снв, договор, сша, россия, ядерное оружие, яо


снв, договор, сша, россия, ядерное оружие, яо Как соединить американскую SM-3 с российскими системами ПРО – большой вопрос.
Фото с сайта www.mda.mil

Подписанный Россией и США новый Договор по СНВ следует считать выдающимся успехом не столько в сокращении вооружений, сколько в продемонстрированном впервые поразительном единстве в создании иллюзии реального сокращения СНВ за счет резкого изменения правил засчета боезарядов и носителей, принятых в Договоре СНВ-1. Так, например, если по устоявшимся правилам каждая крылатая ракета (КРВБ) тяжелого бомбардировщика (ТБ) засчитывалась как один боезаряд, то теперь все КРВБ на нем засчитываются за один боезаряд. Если американский ТБ типа Б-52 способен реально нести 20 КРВБ, то теперь они сойдут за один боезаряд. Сейчас в США развернуты минимум 56 ТБ Б-52 с 1120 боезарядами и 16 ТБ типа Б-2А, но за ними будут числиться 72 боезаряда. Похожая ситуация и у нас: в боевом составе 77 ТБ, на которых реально более 850 боезарядов, а будет считаться, что их всего 77.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на такую арифметическую эквилибристику, за ней стоят вполне разумные прагматические соображения, имеющие оперативно-стратегические и экономические основания. То обстоятельство, что стороны согласились как бы понизить роль («вес») ТБ, имеет достаточно понятные основания. Роль ТБ в стратегических операциях ядерной триады при обмене массированными ядерными ударами, которые рассматривались как основная форма подобных операций в период холодной войны, всегда считалась не вполне определенной до, в процессе и после массированных ударов МБР и БРПЛ.

Оправданно и то, что, например, теперь для вывода из числа развернутых подводных ракетоносцев нет необходимости не только «выдергивать» из них пусковые трубы, но и полностью вырезать ракетные отсеки, что было определено условиями Договора СНВ-1.

Количество видов инспекций по сравнению с Договором СНВ-1 (15 видов) можно было бы сократить не до 10 по новому Договору, а до 5–6 без ущерба для транспарентности. Но, по-видимому, американцы настояли на этом главным образом с целью облегчения процесса ратификации Договора в Сенате США.

Возможно, что позиция администрации президента Обамы по дальнейшим сокращениям СНВ и переговорам по этой проблеме с Россией соответствует тому, что изложено в опубликованной 11 апреля статье Д.Шульца и У.Перри. Среди прочего там идет речь о том, что прежде, чем договариваться с Россией о новых сокращениях стратегических вооружений, необходимо решить задачу объединения усилий в сфере ПРО в формате США–Россия–НАТО. В статье также предлагается параллельно вести консультации по ТЯО и обычным вооружениям в Европе, по проблемам Ирана и Северной Кореи, но на первом месте – ПРО.

Отступивший кризис между Россией и США по отношению к ПРО в Европе после решения администрации президента Обамы по новой архитектуре ПРО вполне может вернуться в еще более острой форме после приобретения морской системой с противоракетами типа «Стандарт-3» и их наземными аналогами стратегического потенциала к 2020 году. Предотвратить этот кризис способно прежде всего тесное сотрудничество России и США в развертывании и управлении совместной ПРО. То, что разделение зон ответственности не представляет значительных организационно-технических и программных трудностей, подтверждается серией проведенных ранее компьютерных учений по отражению ударов ракет ПРО ТВД российскими, американскими, а затем и европейскими специалистами поочередно в Москве и в Колорадо-Спрингс.

Принятые руководством России и США решения о сотрудничестве в сфере ПРО пока что выполняются только при оценке и согласовании вероятных ракетных угроз. Можно уверенно предсказать, что процесс подобного согласования будет продолжаться достаточно долго, а российский потенциал сотрудничества постепенно снижается. Если ранее у нас еще были опережающие разработки, например, по высокоскоростным противоракетам, то со временем мы практически многое теряем как следствие успехов последних американских разработок.

В России высокие гражданские и военные чиновники традиционно препятствуют углублению сотрудничества по ПРО из-за устойчивого недоверия и опасения утраты чувствительных технологий. Однако наше технологическое отставание оставляет мало шансов для подобной утраты, а сотрудничество, наоборот, дает возможность приобретения новых знаний и технологий.

Остается вполне реальная возможность сотрудничества в области информационных систем, которое еще может быть взаимно полезным. Так, например, объединение систем предупреждения о ракетном нападении повышает эффективность слежения за пусками ракет на 30–70%. Дальнейшее наращивание возможностей российской системы предупреждения за счет новых радаров на основе станций высокой заводской готовности еще больше увеличит эффективность как отечественных, так и совместных систем мониторинга пусков ракет в глобальном масштабе. Необходимо подчеркнуть, что существующие и перспективные российские радары, расположенные на юге, обладают уникальными возможностями контроля ракетоопасных районов в наиболее нестабильных юго-восточных, южных и юго-западных регионах.

Еще более глубокое сотрудничество может быть реализовано при развертывании низкоорбитальной космической информационной системы глобальной ПРО, космические аппараты которой могут быть выведены на орбиты с требуемой высотой и наклонением конверсионными «тяжелыми» ракетами по российско-украинскому проекту «Днепр».

Таким образом, если с дальнейшими сокращениями СНВ пока что спешить не надо, то к полномасштабному сотрудничеству по ПРО следовало бы приступить без промедления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1315
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
844
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1586
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1545

Другие новости