Обама устремил США за пределы лунной орбиты.
Фото Reuters
Президент США Барак Обама 15 апреля провозгласил новую космическую стратегию Америки: к 2015 году разработать новую тяжелую ракету-носитель для пилотируемых полетов в «дальний космос», а к 2025 году отправить пилотируемый комплекс за пределы лунной орбиты, возможно, к какому-нибудь из астероидов. К середине 2030-х годов астронавты совершат полет по околомарсианской орбите, не высаживаясь на Марс. А потом уже последует экспедиция на поверхность Красной планеты.
Ради достижения этих целей Обама увеличивает бюджет NASA на 6 млрд. долл., которые должны быть распределены в течение последующих 5 лет. Более 3 млрд. из этой суммы пойдут на разработку вышеупомянутой ракеты-носителя. Кроме того, объектом особого внимания агентства станут создание новых систем жизнеобеспечения и защиты людей от радиации «дальнего космоса», а также проектирование нового двигателя и энергетической установки для пилотируемых комплексов, совершающих длительные полеты внутри Солнечной системы. По мнению компании «Боинг», одного из главных подрядчиков NASA, план Обамы может стать прологом к «Золотому веку освоения космоса».
Говоря об отмененной им лунной программе «Созвездие», президент дал понять, что она была порождением политических игр, а не видением того, как нужно осваивать внеземное пространство. «Мы уже были там (на Луне), – отметил Обама. – В космосе куда больше объектов для исследования, в ходе изучения которых мы значительно расширим наши знания». По новому плану президента «возвращение» на Селену произойдет лишь после того, как американцы достигнут Марса.
Причина этого, подчеркнул Обама, заключается в том, что «куда важнее развить наши возможности для достижения серии прогрессивно усложняющихся целей, что соответственно будет наращивать наш технологический потенциал с каждым новым шагом вперед┘ Только таким образом мы добьемся того, что наше космическое лидерство будет в нынешнем веке еще очевиднее, чем в предыдущем┘ Решая данную задачу, мы не только поможем человечеству проникнуть дальше в космос – мы укрепим лидерство Америки здесь, на Земле».
США также продолжат создавать уменьшенный вариант пилотируемого корабля «Орион» в качестве «спасательной шлюпки» для МКС, чтобы уменьшить зависимость NASA от «иностранных поставщиков» (читай – от России, поставляющей «Союзы»).
В своей речи Обама не упомянул возможность международного взаимодействия в осуществлении озвученной им стратегии, однако, по словам члена Консультативного совета NASA Джона Логсдона, «Белый дом полностью поддерживает идею расширения международного сотрудничества в космосе┘ Возможно даже участие других стран в создании «критически важных» элементов техники для полетов к астероидам и Марсу».
Если одной из таких «других стран» будет Россия, что весьма вероятно, то подобная позиция США может означать «перезагрузку» в российско-американских космических отношениях, когда Америка впервые поставит реализацию своих стратегических инновационных проектов освоения космоса в зависимость от иностранного участия (МКС, будучи девятой успешно действующей околоземной станцией, включая американский «Скайлэб», обладает очень относительной степенью инновационности).
Если Россия получит предложение присоединиться к данным проектам, то ей безусловно нужно будет его принять, но при соблюдении ряда условий.
Во-первых, это должно быть полностью равноправное сотрудничество, при котором обе страны будут создавать одинаково важные для успеха миссий элементы. Только таким образом можно будет обеспечить равное получение технологических и политических результатов от реализации совместных проектов.
Во-вторых, российские элементы должны позволить России самостоятельно осуществить экспедиции в «дальний космос» в случае, если США по какой-либо причине не смогут или откажутся принимать в них участие (Логсдон подчеркнул зависимость российско-американского сотрудничества в космосе от общего состояния отношений между двумя странами).
В-третьих, если Америке для реализации своих «прорывных» проектов потребуются «Союзы» и «Прогрессы» в качестве вспомогательных или запасных транспортных средств или какие-либо другие образцы устаревшей российской космической техники, России следует предоставлять их только за финансовую компенсацию, иначе она за свои же деньги будет консервировать собственную технологическую отсталость.