Меньше месяца назад, 20 марта 2010 года, правительство России внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Документ вызвал пристальный интерес со стороны общественности и вопросы. Постараемся на них ответить.
Прежде всего о необходимости внесения поправок. Сам действующий ныне закон, принятый в 1999 году, в целом доказал свою эффективность. За прошедшие годы были заложены основы системной работы федеральных органов исполнительной власти в вопросах защиты прав и законных интересов соотечественников, сохранения их этнокультурной самобытности и связей с Россией.
Вместе с тем, как было отмечено на прошедшем 17 марта с.г. заседании президиума правительства России, закон не учитывает изменения, произошедшие в стране за последние 10 лет, прежде всего более современную и более активную политику российского государства в отношении зарубежных соотечественников. Ряд положений попросту уже устарели и нуждались в корректировке.
Суть изменений, разработанных по поручению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), в том, чтобы, нисколько не отказываясь от оказания гуманитарной помощи, одновременно нацелить соотечественников на укрепление взаимодействия с исторической родиной, сотрудничество на принципах партнерства.
В правительстве был поставлен акцент и на содействии проекта сохранению российского этнокультурного пространства, родного языка, причем с использованием возможностей не только федерального Центра, но и субъектов Российской Федерации, а также российских неправительственных организаций.
Существенным недостатком закона 1999 года оказалось то, что он базируется на чисто патерналистской модели гуманитарной помощи соотечественникам, не ориентирует их на взаимодействие с исторической родиной на принципах партнерства и сотрудничества, на консолидацию и защиту своих законных прав в странах своего проживания.
В законопроекте содержится уточненное определение понятия «соотечественники за рубежом». Оно, отметим сразу, исключает автоматическое причисление к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. В новой редакции к соотечественникам относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. При этом слова «как правило» дают возможность отнести к соотечественникам и русскоязычных, проживающих в ряде государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Но опять же инициатива должна исходить от самого человека.
За основу признания принадлежности к соотечественникам лиц, не состоящих в гражданстве Российской Федерации, предлагается положить принцип самоидентификации.
Из ныне действующего закона предлагается исключить положение о государственном документировании соотечественников. Соотечественники могут регистрироваться в своих общественных объединениях и при желании получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях российских соотечественников.
В соответствии с утвержденной президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года Концепцией внешней политики Российской Федерации вносятся корректировки в формулировки принципов и целей государственной политики в отношении соотечественников, уточняются некоторые направления поддержки соотечественников в области культуры, языка, образования (в частности, получения в России образования), информации.
С учетом принятой и реализуемой государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, вводится статья, содержащая соответствующие положения. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками дополнены положениями о создании структур по реализации государственной политики в отношении соотечественников. Кроме того, вводится статья, устанавливающая права органов местного самоуправления в этой сфере.
В законопроект включены недавно разработанные положения о Всемирном конгрессе соотечественников, о Всемирном координационном совете российских соотечественников и координационных советах соотечественников в государствах их проживания, созданных в соответствии с решениями Всемирного конгресса соотечественников (Санкт-Петербург, 2006), а также о моральном поощрении соотечественников, вносящих заметный вклад в развитие связей с Россией, сохранение русского языка и российской культуры за рубежом.
Нет сомнений, что внесение изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» поможет последовательной линии российского государства на развитие и укрепление связей с соотечественниками, дальнейшей консолидации и структурированию зарубежных российских общин, налаживанию их эффективного взаимодействия с исторической родиной, защите прав соотечественников в полном соответствии с нормами международного права.
Предстоит серьезная и ответственная работа.