Сергей Нарышкин озабочен проблемой исполнения президентского плана.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера президент Дмитрий Медведев подписал Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы». Причем этот план утвержден в новой, по сравнению с июлем 2008 года, редакции. Потому что за это время выяснилось, что для успешной борьбы с коррупцией необходимо иметь два самостоятельных документа: саму стратегию и обновляемый каждые два года план. Который и мыслится как инструмент ее претворения в жизнь. Эксперты «НГ» увязывают появление указа с международными обязательствами России. Они также скептически оценивают усилия власти решить проблему в условиях пробуксовки традиционных механизмов, позволяющих обществу эффективно бороться с коррупцией.
Дмитрий Медведев планирует добиться «коренного перелома общественного сознания», а также «формирования в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции». Решать эту задачу власти должны «путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях». Об этом говорится в Стратегии.
А вот План противодействия коррупции дает задания по ее искоренению госорганам, общественным объединениям и физическим лицам. В этом документе, говорится в справке ГПУ президента, заложены сроки исполнения и параметры ожидаемых результатов.
А также указывается, что на целесообразность официального закрепления именно такой – двухчастной – системы мер по противодействию коррупции нацеливает Россию одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).Вчерашним указом руководителю администрации главы государства Сергею Нарышкину предписано представлять один раз в год доклад о ходе выполнения плана.
Коррупция, признается в документе «одной из системных угроз безопасности Российской Федерации».
Насколько новым оказался нынешний план борьбы с коррупцией по сравнению с тем, что был подписан президентом два года назад? Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский считает важным разделение документа на две части: «Тем самым борьбе с коррупцией придается значение большее, чем раньше. В определенном смысле это смена концепции. Это переход от популистской кампании, в значительной степени отвечающей на краткосрочные запросы общественного мнения, к серьезной войне, с пониманием того, что она будет трудной и длительной».
Эксперт выделяет и другой аспект стратегии: «Важно, что гражданин и учреждение уравниваются в вопросах борьбы с коррупцией. Потому что гражданину до сих пор предлагалось быть зрителем происходящего и не вмешиваться в процесс, хотя он-то является главной страдающей стороной. В каком-то смысле борцам с коррупцией фактически обещана защита. Потому что сегодня они скорее воспринимаются чиновниками как опасные диверсанты, почти как иностранные агенты. Хотя эти люди ведут важную патриотическую работу, и она должна расширяться. План Медведева борьбы с коррупцией – это тотальная война против «крыш». Фактически это явное намерение разрушить все «крыши» в стране – и прямой призыв к неподчинению им. Разумеется, в первую очередь квазигосударственным «крышам», потому что самая возмутительная форма коррупции – это когда государственное учреждение превращается в чье-то частное орудие, иногда даже в силовое».
Когда говорят «коррупция», подчеркивает Павловский, имеют в виду «в первую очередь не взяточничество, а захват госструктур и превращение их в силовые подразделения коррумпированных групп и «крыши». Обычно и то и другое одновременно. Одна сторона пугает, другая предлагает защиту. Здесь Медведев предлагает высшую защиту гражданам и общественным организациям, ведущим собственную партизанскую войну с коррупцией, себя в качестве главнокомандующего».
Гораздо больший скепсис в отношении документа проявляет член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, который никаких принципиальных отличий в документе не усмотрел. Он отметил, что усилия государства по демонстрации борьбы с коррупцией связаны с подписанием Россией ГРЕКО: «Если мы не будем соответствовать их формальным требованиям, то это будет международный скандал. То есть нас и нашу коррупцию будут там в деталях обсуждать, чего мы не хотим. Мне кажется, единственный побудительный – или почти единственный – в этой бурной деятельности Медведева является стремление избежать такого рода конфуза. А во всем остальном это такого же рода кампания, как и те, что мы видели десятки раз и в советское время, и после него. Когда демонстрируется решительность и активность и власть делает вид, что она не понимает, что природа коррупции связана не с тем, насколько жестко власть внутри себя пытается за кем-то следить. А в том, что нет прозрачности, нет отчетности власти и не действуют нормальные механизмы, институты, которые приняты во всем мире».
Собеседник «НГ» привел в пример недавний коррупционный скандал с компанией «Даймлер», который мог стать для власти прекрасным конкретным поводом разобраться с коррупционерами: «Это самая четкая иллюстрация нынешнего положения дел в сфере борьбы с коррупцией. Есть международный скандал, есть четкие, рассмотренные судом доказательства коррумпированности наших чиновников – и есть полное нежелание власти хоть что-то сделать. Это дополнительное подтверждение того, что борьба с коррупцией в России, как и в Советском Союзе, – способ внутриэлитной конкуренции. И она нужна только для того, чтобы одни представители элиты вытесняли других, занимая их место. И ровным счетом ни для чего больше».