Владимир Путин вернул формат непосредственного общения с электоратом.
Фото РИА Новости
В Новосибирске в пятницу фактически стартовали две предвыборные кампании – 2011 и 2012 годов. Выступая на мини-съезде «Единой России», ее лидер Владимир Путин буквально на ходу менял формат мероприятия. Он отказался от кулуарной встречи с партийным активом за чашкой чая. Вместо этого глава правительства позволил аудитории задавать ему вопросы, как делал в бытность президентом на больших пресс-конференциях. Отвечая на один из них, премьер вдруг сообщил новость: объединение президентского и премьерского кадровых списков – вопрос решенный.
Выступление председателя правительства на конференции «Единой России», посвященной развитию Сибири в 2010–2012 годах, предварила выставка региональных проектов. Каждый из них представил по десять программ стратегического развития – чуть ли не на все случаи жизни. Оценить проекты и взять их реализацию на партийный контроль предстояло главе высшего совета ЕР Борису Грызлову. Замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрий Шувалов в беседе с «НГ» заметил, что приоритет будет отдаваться инфраструктурным проектам. К примеру, строительству транспортной системы и жилья. А секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин дал понять корреспонденту «НГ», что самые высокие шансы у тех программ, которые предложили регионы, где в октябре этого года и марте следующего состоятся парламентские выборы. Это Новосибирск, Тува и Томск. По его словам, за полгода до выборов правительство одобрит программы развития этих регионов: «Это новая технология».
Начало речи премьера было очень похоже на предвыборный спич. «Сегодня мы будем говорить о Сибири и о том, что можно сделать для живущих здесь людей», – заботливо произнес Путин. «Реальность такова, что сегодня на эту работу способна только «Единая Россия», потому что только она обладает необходимыми организационными и интеллектуальными ресурсами», – обозначил свое отношение к подшефной структуре Путин, прибавив, что партия готова взять ответственность за исполнение поставленных задач.
После выступления премьера наступил черед высказаться сибирякам. Путина, до этого стоявшего за кафедрой, усадили в круглое белое кресло, установленное на полукруглом невысоком подиуме. Вокруг которого полумесяцем расставили шесть таких же круглых кресел, куда рассадили выступающих из шести регионов: Бурятии, Красноярского края, Кузбасса, Республики Алтай, Иркутской области и Республики Тыва.
Партконференция легким движением руки премьера превратилась в съезд. Фото Reuters/РИА Новости |
Выслушав все шесть докладов, Путин, следуя программе мероприятия, должен был уединиться с активом партии за чашкой чая, однако вдруг решил поменять формат конференции. Кулуарную встречу с партийцами он отложил, неожиданно предложив присутствующим задавать ему вопросы на любые темы. После этого партийный форум стал напоминать ежегодные большие пресс-конференции, которые Путин проводил для СМИ в годы своего президентства. Чувствовалось, что он истосковался по былым временам и явно наслаждался таким форматом общения с аудиторией. Володин заверил аудиторию, что вопросы премьеру носили спонтанный характер. Такой формат был опробован впервые и будет продолжен уже в самом ближайшем будущем на Дальнем Востоке.
Партийцы спрашивали Путина о льняном масле, развитии малой авиации, культуре, возрождении стройотрядов, об отношении к сериалу «Школа» и многом другом. Зашел разговор и о ценах на лекарства. Путин перечислил регионы, где число нарушений в этом вопросе зашкаливает: Московская область, Еврейская автономная область, Челябинская область и Ставрополь. Премьер пригласил глав этих субъектов в понедельник в Москву на заседание президиума правительства.
Молоденькая девушка спросила, почему кадровый резерв партии остается невостребованным. «Действительно, вы правы, у нас не отработана система кадровой ротации, как следует», – признался премьер. И с теплотой вспомнил советское время. «Да, может быть, были издержки – столько-то женщин, столько-то колхозников, столько-то рабочих. Но все-таки была система, а сейчас ее нет. Надо ее выстраивать, – признал премьер, – чисто партийное наше руководство здесь сидит, слышит об этом. Мы с Дмитрием Медведевым много раз на этот счет говорили». «Вы знаете, есть президентский резерв. Мы это все объединим», – пообещал вдруг Путин.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что ничего удивительного в намерении премьера объединить президентский и партийный кадровые резервы нет. Премьер, по словам эксперта, продолжает оказывать серьезное влияние на кадровую политику: «Влияние премьера и приближенных к нему людей, к примеру вице-премьера Сергея Собянина, на назначение губернаторов выросло». Политолог соглашается, что понятной системы работы с кадрами в стране нет: «Тот же президентский резерв – нельзя сказать, чтобы он сильно использовался».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин не согласен с коллегой. Он отмечает, что представители президентской сотни задействованы в ротации. Однако у «Единой России» возникает вопрос: как будет задействован их резерв. «Партия власти рассматривает себя как политическую силу, которая должна влиять на кадровую политику. Если резервы будут объединены, ЕР будет претендовать на большую роль в кадровой ротации. Это сигнал единороссам, что их предпочтения будут учтены», – рассуждает эксперт. Однако интеграция президентского и партийного списков – довольно сложный вопрос, предупреждает Макаркин.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский напоминает: первая президентская сотня была фактически ручной селекции. Президент Медведев лично отбирал кандидатов. Однако, указывает собеседник «НГ», «когда добавили еще пятьсот человек партийной квоты, в значительной степени произошло объединение резервов». По словам эксперта, сейчас идет формирование президентской тысячи: «Возможно, тогда и произойдет слияние партийного и президентского списков, и это будет государственный кадровый резерв». Бадовский уверен: «Лучше иметь один список, чем несколько разных, чтобы не возникало конкуренции и было понятно, как люди из разных списков соотносятся друг с другом с аппаратной точки зрения».
Между тем, по словам Минченко, у премьера есть и недовольство «Единой Россией», ее нынешним видом: «Он понимает, что в сегодняшнем состоянии партии будет сложно выигрывать выборы 2011–2012 годов». Поэтому Путин, уверен эксперт, переформатирует управление ЕР и проведет ротацию ее руководства. «Этот процесс коснется и государственного аппарата», – настаивает Минченко. Макаркин, развивая мысль коллеги, отмечает, что сам факт неожиданной смены формата мероприятия, когда премьер позволил задавать ему неподготовленные вопросы, говорит о том, что Путин пытается вовлечь ЕР в живую политику: «Конкуренция на партийном уровне растет, оппоненты ЕР начинают подниматься. Поэтому партии нужно научиться на новом уровне дискутировать с оппозицией. Путин пытается активизировать партию, делая ее в большей степени политструктурой, а не клубом чиновников, в том числе и посредством свободной дискуссии. Если все вопросы согласованы, у партийцев утрачивается способность политического действия».