В своей деятельности Лех Качиньский обращался к патриотическим чувствам поляков.
Фото Reuters
Польша скорбит. Сегодня – первый день национального траура, объявленного в связи с гибелью в субботу в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского, его супруги Марии и делегации, которая направлялась для участия в церемонии в память погибших в Катыни.
«Я и все граждане России потрясены страшной трагедией – гибелью президента Республики Польша Леха Качиньского, его супруги Марии, всех польских граждан, находившихся на борту самолета, потерпевшего катастрофу», – заявил президент России Дмитрий Медведев. Траур объявлен сегодня в России, в странах Евросоюза.
Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал авиакатастрофу под Смоленском «самым трагическим моментом в послевоенной истории страны». По всей Польше приспущены национальные флаги, отменены развлекательные мероприятия. В Интернете изменен на черный цвет сайтов канцелярии президента Польши, премьер-министра, всех министерств и ведомств.
На борту потерпевшего аварию самолета находились 96 человек. 88 из них были членами официальной польской делегации. Это не только высокопоставленные государственные деятели и военные руководители, но и другие польские граждане, включая личную охрану президента страны, военного капеллана и ряд других лиц. В память их всех у президентской резиденции в Варшаве люди зажигают свечи, кладут букеты цветов и венки.
Мировые телеканалы и пресса в своих сообщениях из Польши отмечают, что траур, память по погибшей делегации сплотили поляков. Забыты или по крайней мере отодвинуты куда-то в сторону межпартийные и идеологические разногласия. Это не может не сказаться на том, как пройдет в дальнейшем кампания по выборам нового президента страны, и вообще на политической жизни Польши – они будут лишены традиционной политической ожесточенности.
Между тем, по мнению американской New York Times и ряда других изданий, погибший президент Польши Лех Качиньский был «поляризующей» фигурой. Как политик он имел как решительных сторонников, так и немало противников и соперников. Это связано с его темпераментом, прямолинейностью и даже иногда жесткостью высказываний. Дело доходило до случаев противостояния между президентом и премьер-министром. Тем более что они представляют соперничающие политпартии. Все это, однако, отодвинуто в сторону смертью президента.
По оценке BBC, Качиньский как президент в полной мере использовал свои полномочия в интересах влияния на внешнюю политику страны. В частности, по таким направлениям, как роль Польши в Евросоюзе и в Европе в целом, ее отношения с соседними странами, с Россией. При этом, как утверждает председатель фонда Unia & Polska Кшиштоф Бобиньский, президент Польши «старался держаться подальше от России». Он «примерно с таким же усердием беспокоился о защите суверенитета Грузии и Украины, как правительство Дональда Туска пыталось улучшить отношения с Москвой». Но в то же время Качиньский в последний период принял участие в процессе улучшения российско-польских отношений.
Как оценивают ситуацию российские специалисты? По мнению члена комиссии по трудным вопросам в российско-польских отношениях доцента МГИМО Артема Мальгина, оценки Качиньского как жесткого, порой резкого на слово политика в значительной степени относятся к начальному периоду его деятельности во главе польского государства. Тогда он вел себя больше как политик, старающийся расширить круг сторонников, чем как государственный деятель, представляющий всех поляков. Качиньский нередко критически высказывался в адрес Москвы по внешнеполитическим темам, но был при этом корректен.
В то же время, как отмечает Мальгин, последними заметными проявлениями «критической» линии Качиньского в отношении России была поддержка им действий грузинского президента Михаила Саакашвили в августе 2008 года. Позднее он принял участие в российско-польской нормализации. Его участие в мемориальной церемонии в Катыни должно было сыграть важную роль в этом процессе.
По словам Мальгина, ожидалось участие Леха Качиньского в праздновании Дня Победы 9 мая в Москве – как главы государства, входившего в антигитлеровскую коалицию. В параде 9 мая на Красной площади должен участвовать польский воинский контингент.
По словам эксперта, эволюция в позиции Качиньского в отношении нашей страны очевидна. Показательно и то, что в Польше ныне не наблюдается каких-либо недружественных проявлений в отношении России. Это дает основание надеяться на дальнейшее укрепление отношений между Россией и Польшей.
Приземлиться во что бы то ни стало
После гибели президента Польши Леха Качиньского журналисты обратили внимание сразу на несколько фактов, предшествовавших нынешней катастрофе. В частности, в январе 2008 года произошла трагедия, когда военно-транспортный самолет CASA-295М с высшим командованием польских ВВС разбился недалеко от города Щецин. Самолет разбился при заходе на посадку, упав с высоты 200 метров. Он загорелся в лесу в 800 метрах от аэродрома. Пассажиры самолета были участниками ежегодной конференции по безопасности полетов. Причем пилот CASA-295М несколько раз заходил на посадку в трудных погодных условиях. Видимо, выводы из той трагедии сделаны не были.
После полета в Грузию Качиньского был уволен пилот, не подчинившийся приказу президента сесть в закрытый аэропорт Тбилиси. Не исключено, что и в этот раз пилот Ту-154 знал, насколько важно президенту прибыть вовремя. Может быть, были и прямые указания высших руководителей Польши о посадке, несмотря на экстремальные условия. Но об этом можно будет судить после проведения расследования.
И уж совсем мистический факт. Недавно подконтрольная администрации Грузии телекомпания «Имеди» в репортаже о «российской агрессии» сообщила также о «кончине» президента Польши Леха Качиньского. В фильме говорилось и о том, что в результате взрыва самолета погиб Лех Качиньский. Согласно телекомпании, взорвался самолет, в котором он якобы летел на помощь Грузии.