Дмитрий Медведев в поисках общего языка со спикером нижней палаты.
Фото РИА Новости
Сегодня Госдума рассмотрит президентский законопроект о денежных компенсациях лицам, пострадавшим от волокиты в российских судах. Документ, несомненно, будет одобрен. Между тем ровно такая же инициатива Верховного суда лежит на Охотном Ряду без движения с 2008 года. Наметилась новая тенденция: в последнее время президент все чаще выступает с законопроектами-аналогами. Потому что оригиналы, предлагаемые «Единой Россией», тормозит правительство. Таким образом, Дмитрий Медведев публично выражает недовольство чиновниками.
На сегодняшнем заседании нижней палаты, сообщил накануне спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты в первом чтении проголосуют за президентские законопроекты, направленные на уменьшение судебной волокиты. Граждане и юрлица, дела которых затянулись настолько, что были нарушены все разумные сроки их рассмотрения, получат право требовать от государства денежных компенсаций. Грызлов, повторяя Дмитрия Медведева, заметил, что практика затягивания судебных процессов должна уйти в прошлое.
Того же самого, кстати, от России давно требовал и Европейский суд по правам человека. Именно по этой причине еще в сентябре 2008 года Верховный суд РФ предложил Думе рассмотреть практику компенсаций за традиционную российскую волокиту. Президент уже тогда поддержал эту инициативу. Однако правительство представило на документ резко отрицательное заключение.
Проект завис, а исполнительная власть не сделала даже слабой попытки довести его до нужной кондиции. Явно по настоянию Минфина, который должен был выступить в роли главного ответчика перед гражданами и компаниями, возмущенными долгим правосудием. Медведев, судя по всему, какое-то время ждал от правительства, Госдумы и Верховного суда конструктивной дискуссии по закону. Но так ее и не дождался, а потому 22 марта уже этого года внес свой вариант.
Кстати, там Минфин снова считается главным ответственным за выплату компенсаций, но в этот раз правительственное заключение на документ получилось положительным. Правда, в бумаге, подписанной вице-премьером Сергеем Собяниным, не обошлось без замечаний, часть которых президентской стороне даже пришлось учесть. Однако, несмотря ни на что, обсуждаемый сегодня законопроект Медведева выглядит прямым упреком в адрес правительства.
Заметим, это не первый случай, когда глава государства вынужден от своего имени представлять в Думу аналоги уже внесенных законопроектов. При том, что первые их варианты вносились не кем-нибудь, а «Единой Россией». Напомним, что в середине марта президент проводил общее совещание по проблеме исполнения собственных поручений. И констатировал не слишком большие успехи в этом направлении. Прежде всего со стороны правительственных структур.
Примерно тогда же Медведев внес в Думу проект о корректировке российского законодательства – для того, чтобы исключить «посадки» предпринимателей по пустячным обвинениям. Об этом его просили представители российского бизнеса на специальной встрече. Президентская инициатива интересна сама по себе, но было и дополнительное любопытное обстоятельство. Дело в том, что незадолго до этого большая группа единороссов представила пакет законопроектов на ту же тему. Причем ссылаясь именно на медведевские пожелания, высказанные в предновогоднем интервью ведущим российским телеканалам.
Различались документы небольшими нюансами, но самое главное – думское большинство так и не смогло «пробить» эту свою инициативу через родное для партии правительство. Так что пришлось президенту освятить инициативу своим именем. А это, как показывает практика, 100-процентная гарантия ее принятия. Любопытно, что уже после появления президентской инициативы, которую сам он на днях в окончательном виде уже и подписал, правительство все же прислало единороссам отрицательный отзыв.
Источник в аппарате Госдумы, рассказавший о смысле альтернативных законопроектов, поступающих от Медведева, привел «НГ» совсем свежий пример недовольства президента деятельностью правительства Владимира Путина в законодательной сфере. 2 апреля глава государства повелел нижней палате сделать дополнение к закону о ветеранах. Чтобы жилье, обещанное государством в связи с 65-летием Победы, они могли получать вне зависимости от своего имущественного положения. Президент публично и недвусмысленно высказался на эту тему еще в феврале. ЕР тогда же бросилась приказание выполнять. Законопроект от имени партии – даже Грызлов принял в нем участие – был внесен очень оперативно. Но 19 февраля никакого движения вокруг текста в несколько строчек так и не случилось. И президенту, видимо, снова надоело ждать.
Это чувство, отметим, он вполне открыто проявил и на понедельничном совещании по строительству объектов транспортной инфраструктуры. Медведев собрал правительственных чиновников и сразу же обрушился на них за плохую исполнительскую дисциплину. Поручения главы государства министры исполняют плохо. Медведев именно это слово и употребил. И даже предложил немедленно решить, «каким образом из этой ситуации будет правительство выбираться». А еще он специально напомнил собравшимся о подписанном им на прошлой неделе – сразу же после московских терактов – указе о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Медведев настоятельно потребовал, чтобы в этом случае, связанном с безопасностью людей, никаких отсрочек и проволочек не было. Особо отметив, что все жесткие сроки, прописанные в этом указе, были предложены ему как раз со стороны правительства.
Эксперты, опрошенные «НГ», уверены: медлительность Думы – политического свойства. Депутаты, отмечают собеседники газеты, оказались в двойственном положении: с одной стороны, они понимают, что часто медведевские инициативы идут вразрез с пожеланиями правительства, которое возглавляет их партийный лидер. С другой – трудно спорить с главой государства, лично предлагающим конкретные меры по модернизации судебной системы страны.
Оппозиционные партии, напомнил, кстати, «НГ» директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, давно «жалуются: законопроекты, которые ими в свое время вносились и были отклонены, через какое-то время с минимальными поправками ЕР принимаются»: «Дума все-таки является скорее машиной для голосования, нежели механизмом выработки тех или иных решений. Яркий пример – два года назад приняли закон, разрешающий минимальные дозы спиртного водителям, а сейчас поддержали закон, запрещающий любые промилле. Есть отмашка – закон единороссы принимают. Нет отмашки – закон не принимается, и это неизбежное следствие так называемой управляемой демократии».