Как и предсказывала «НГ», «Единая Россия» действительно решила всерьез заняться средствами массовой информации. Под предлогом того, что сейчас требуются консолидация общества и его единение с властью. Выяснилось, что некоторые масс-медиа работают против этих процессов. Вчера глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев предупредил: или СМИ отрегулируют эту проблему сами, или ими займется партия власти.
Вчера очередное пленарное заседание Госдумы, как это теперь всегда бывает, началось с пятиминутных политических заявлений фракций. От «Единой России» слово получил председатель комитета ГД по безопасности Владимир Васильев. Не называя конкретных имен, он призвал все оппозиционные партии страны консолидироваться перед угрозой терроризма.
Васильев напомнил, что так политические силы делали всегда, когда речь шла о безопасности людей. Например, единодушно голосовали за законы, эту безопасность призванные укрепить. Однако, судя по всему, не в этом состояла главная цель выступления главы комитета. Законы законами, подчеркнул он, но есть еще и информационная составляющая противодействия терроризму. С ней-то как раз и плохо, считает Васильев. Публикации в СМИ он сравнил со взрывными устройствами террористов, причем дал понять, что последние даже не так и опасны, как первые. Ведь разлет осколков от бомб не слишком большой, а от информационных сообщений – гораздо шире.
И именно от них идет разъединение нации, причем, заметил Васильев, уже не только по расовому признаку, к чему уже как бы привыкли. Нет, в информационном потоке после терактов в метро депутат отловил новую грань разъединения – материальную. Он возмущенно напомнил, что сейчас уже любое ДТП вызывает деление общества на богатых и бедных, а вот дошла очередь и до терактов. Судя по всему, Васильев имел в виду некоторые замечания ряда СМИ, что в подземке в основном передвигаются люди определенного уровня обеспеченности, а потому власти не слишком вкладывались в их безопасность. Васильев предложил депутатам наконец определиться с тем, должно ли это и дальше прессе сходить с рук. А дальше он заявил, что вместе с некоторыми признаками внутренних улучшений в медийной сфере есть и противоположные факты: «Посмотрите, порой просто больные люди есть, которые имеют возможность вещать на всю страну. Но этого мы не можем допускать».
Поэтому Васильев фактически выдвинул прессе ультиматум: «Либо будут определенные меры приняты внутри нашей информационной системы, в коллективах и у руководителей этих уважаемых изданий, либо же давайте мы будем действительно законодательно эти вопросы рассматривать». Глава комитета напомнил, что по сравнению с США и Евросоюзом в нашей стране, по его словам, «мы имеем очень свободную систему». Васильев призвал фракции солидаризироваться с ЕР в этом возмущении поведением массмедиа. Напомним, правда, что первоначально у партии власти вышел конфликт с теми изданиями, которые много внимания уделяли связям между спикером Госдумы Борисом Грызловым с неким изобретателем «волшебных» фильтров по очистке воды. Когда единороссы стали отбиваться, к атаке на них уже подключились и оппозиционные партии. А потом наступила очередь ЕР, которая сразу же после терактов увязала непочтительность некоторых СМИ к ней самой с их якобы антигосударственной позицией в целом. Тем самым снова заявив, что выступать против ЕР – это сопротивление власти. А стало быть, и всей стране.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов вчера подтвердил «НГ», что Васильев был уполномочен фракцией ЕР на такие его заявления. И что действительно их можно считать своего рода ультиматумом. Он отверг какую-либо связь между озабоченностью единороссов плохим поведением СМИ с их расследованиями по поводу проекта «Чистая вода» и напомнил, что после теракта на Дубровке в 2004 году, когда НТВ показывал штурм театрального центра в прямом эфире, чем сильно возмутился, в частности, Владимир Путин, «в партии уже было принято политическое решение откорректировать закон о СМИ». Морозов имел в виду поправку о полном запрете показа или публикации каких-либо сведений о теракте или проводимых контртеррористических операциях. Однако, по его словам, тогда на совещании с руководством СМИ именно Путин попросил ЕР таких поправок не принимать. Сославшись на то, что медиа решат все эти проблемы внутри себя. «Ну, поскольку никакого внутреннего урегулирования так и не случилось, мы можем эту поправку вернуть», – пообещал Морозов.