Юрий Чайка пока не решается дать ход расследованию.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Политэлита страны напрочь отказывается реагировать на коррупционную историю с компанией Daimler AG, которая обвиняется в том, что с 1998 по 2008 год подкупила чиновников 22 стран, в том числе и России, чтобы получить госконтракты на поставку своей продукции. Скандал развивался по нарастающей с прошлой недели. Однако в разгар борьбы с коррупцией, объявленной главой государства, ни одна партия не потребовала публичного расследования событий. Эксперты «НГ» объясняют такую реакцию политиков их осторожностью.
Напомним: российское подразделение автоконцерна Daimler AG, ЗАО «Мерседес Бенц Рус», вслед за материнской компанией признало обвинения во взяточничестве, выдвинутые Министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам и рынкам против Daimler AG. Об этом говорится в пресс-релизе, размещенном в пятницу на сайте автопроизводителя. Среди 22 замешанных в скандале стран оказалась и Россия, где за 2000–2005 годы в виде взяток было выплачено около 5,2 млн. евро. Компания согласилась уплатить штраф в 185 млн. долл., не доводя дело до суда. Заметим: источником данных о незаконных платежах являются материалы Министерства юстиции США.
При этом взяткодатели указали на своих партнеров в России: в частности, сотрудников МВД, гаража особого назначения Федеральной службы охраны и Минобороны (в списке фигурируют еще правительство Москвы, мэрия Уфы и муниципалитет Нового Уренгоя). Глава пресс-центра МВД Олег Ельников сообщил, что его ведомство займется проблемой только после получения официального запроса от официальных органов: «Пока к нам не поступят из Минюста США эти документы официальным путем, никаких официальных ответов мы давать никому не обязаны. Документы должны по каналам МИДа направить в адрес Генеральной прокуратуры РФ. А она, рассмотрев материалы, будет принимать решения». В то же время собеседник «НГ» признался, что найти следы людей, участвовавших в закупках, нетрудно. Гораздо труднее, пояснил Ельников, доказать, что они брали взятки.
Очевидно, Генеральная прокуратура может инициировать расследование без всяких запросов. За разъяснениями корреспондент попыталась обратиться в ГП, однако дежурный в ГП отвечал, что отныне к пресс-службе ведомства следует обращаться только письменно. В пресс-службе Минобороны обвинения в коррупции отвергли: «Они могут, что хотят, говорить». Однако источник в этом ведомстве сообщил «НГ»: «Мерседес» есть только у министра, да и тот принадлежит Федеральной службе охраны. У нас больше нет «Мерседесов». В пресс-службе ФСО комментировать ситуацию просто отказались. А в российском представительстве компании Daimler AG «НГ» сообщили: «Как вы знаете, между концерном и Комиссией по ценным бумагам и биржам США было достигнуто мировое соглашение. Оно предполагает, что все дальнейшие действия не будут инициироваться. Для нас эта ситуация завершилась».
Новость активно обсуждается в Интернете, где уже происходит акция коллективного засыла на сайты Генпрокуратуры и МВД заявлений с просьбами разобраться в происходящем. Однако горячие публикации в СМИ недельной давности и буря в Интернете пока не побудили политиков страны сделать публичные заявления. Вялость реакции проявили опрошенные «НГ» представители почти всех партий.
Явно упускает свой звездный час думская оппозиция. Глава фракции ЛДПР Игорь Лебедев признался, что в партии «пока не обдумывали этот вопрос, на повестке дня он не стоит. Головы пока другим заняты – подготовкой к амнистии, к празднованию 65-летия Победы, а скандал вокруг Daimler – не на первом месте». Зампред комитета ГД по конституционному законодательству Виктор Илюхин сообщил: «Специального заявления не было от нас, но совсем недавно на пленуме мы говорили об усилении борьбы с коррупцией... Думаю, что в пятницу мы с заявлением сможем выступить. Когда появятся конкретные факты».
Замсекретаря президиума генсовета ЕР по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов вчера оказался не готов комментировать: «Я не в курсе, что за скандал...»
Решительнее всех оказался справедливоросс зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. Оказывается, он «уже дал поручение своему аппарату сделать коллегиальный запрос представительствам фирм «Ауди», «БМВ», «Лексус», «Мерседес», «Тойота», «Ниссан» и т.д.: «Мы хотим запросить с точки зрения социальной справедливости, сколько машин свыше 2 млн. стоимости продано нашим госучреждениям. Посмотреть, на чем ездят у нас чиновники за государственный счет». Гудков даже распорядился подготовить обращение к премьеру «провести антикоррупционное расследование»: «Поручить Генеральной прокуратуре, следственным органам расследовать причастность российских чиновников к этому коррупционному скандалу».
«Мерседесы» тоже ждут. Своих хозяев. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Молчит на тему скандала с «Мерседесами» не только политэлита, но и руководство страны. Корреспондент «НГ» поинтересовалась у заместителя гендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, сотрудника Института современного развития (ИнСоР): почему бы мозговому центру президента не посоветовать главе государства использовать столь прекрасный повод для конкретизации объявленной им борьбы с коррупцией? «При чем тут ИнСоР? – удивился собеседник «НГ».
– И что он должен был сделать, этот мозговой центр? Во-первых, писать запрос в Генпрокуратуру – это не задача мозговых центров. Если этого не делают политики... У нас в Думе 450 депутатов! ИнСоР в этом списке как минимум 451-й». Впрочем, политолог не отказался прокомментировать ситуации со взятками, но намекнул, что все это – дела давно минувших дней: «Если брать этот конкретный случай, то ясно, что эти факты имели место много лет назад и скорее всего люди, которые в них замешаны, уже там не работают». И внушительно добавил: «Мозговой центр – организация, для которой публичность – не самое главное. А о том, что мы пишем, чего не пишем – мы сами знаем».
Первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков объясняет всеобщее «молчание ягнят» фактором внезапности: «Сейчас все еще приходят в себя после громких заявлений, сделанных руководством «Мерседес-Бенц» в России. И оценивают, какие могут быть последствия. На сегодняшний день после того, как «Мерседес-Бенц» признал, что давал взятки, совершенно очевидно, что должна проводиться проверка». По словам эксперта, Генпрокуратура сама может ее инициировать – по информации СМИ. Гришанков добавил: «Многие чиновники сидят в ожидании, будут ли названы фамилии со стороны «Даймлер-Бенц». Именно это обуславливает некоторую паузу. Думаю, следует ждать развития событий. Невозможно умолчать об этом. На весь мир признано, что в России давали взятки чиновникам».
Кстати, у Олега Ельникова из МВД есть своя версия пассивности политиков: «У нас в партиях, слава богу, сидят люди, которые могут заниматься не только популизмом. На кой черт им это нужно – поднимать шум на ровном месте? С коррупцией надо бороться правовыми мерами, и никак иначе».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко в беседе с корреспондентом «НГ» обозначил главную причину вялой реакции отечественной политэлиты: «Никто не хочет вникать в ситуацию, потому что не знает, кто с кем играет. Бывает, когда за взятками стоят большие люди. И политики просто не знают, на что можно нарваться. Все молчат, выбирают момент и выясняют – что можно, а чего нельзя». Пассивность радикальной оппозиции, на взгляд эксперта, тоже объяснима: «Скандал им ничего не принесет. Зачем советскому человеку нужен Daimler?»