Беспартийному Собянину могут предложить еще и работу в партии власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Как стало известно «НГ», сегодня активно обсуждается идея создания особой структуры, подконтрольной лично Владимиру Путину, - по управлению «Единой Россией». Таким образом глава правительства, говорят эксперты «НГ», намерен превратить ЕР в эффективную современную партию, на которую можно опереться в избирательных кампаниях 2011–2012 годов.
Напомним, глава правительства Владимир Путин неоднократно призывал «Единую Россию» повышать эффективность своей деятельности. 5 февраля на встрече премьера с руководством ЕР, состоявшейся вскоре после протестного митинга в Калининграде, Путин был настроен особенно жестко: «Прямой контакт с гражданами абсолютно необходим. Без этого любая политическая работа будет заведена в тупик». Лидер понуждал единороссов «не бояться признавать ошибки, анализировать их и вовремя исправлять», отмечая, что только такую работу избиратель поймет и отреагирует на нее положительно. Уже тогда верхушка ЕР всерьез обеспокоилась радикальной чисткой партийных рядов. А ранее, на партийном съезде, он предостерегал «тех, кто стал рассматривать партию как элитный и престижный клуб, членство в котором открывает путь к удовлетворению собственных амбиций, к решению личных карьерных или других проблем».
Идея руководящего партийного органа при беспартийном лидере не нова. Она возникла еще тогда, когда Путин официально возглавил ЕР. Актуальность задумке придали сегодня два обстоятельства: кризис и приближающиеся выборы.
Сами единороссы оказались вчера не в курсе возможных изменений в руководящих структурах. Правда, почти все опрошенные «НГ» депутаты сразу же отмечали: если аппарат Путина станет действительно одним из органов партии, то потребуются поправки в ее устав. А это, дескать, может сделать только съезд, проведения которого до начала избирательной кампании 2011 года единороссы не планируют. Правда, член генсовета ЕР Андрей Макаров, который также ничего не слышал о потенциальных преобразованиях, предположил, что если секретариат председателя партии будет чисто техническим органом, тогда никаких изменений в уставе делать не придется.
Отметим: действительно, дело совсем не в том, технический это будет орган или «уставной». Главное, кто его может возглавить, то есть кто будет «смотрящим» за партией от имени Путина. И кто, вполне возможно, окажется потом и главой избирательного штаба плавно перетекающих из одной в другую избирательных кампаний 2011–2012 годов. Уже появились слухи о том, что таким человеком вполне может стать вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. Потому что Путин ему полностью доверяет, и потому что он уже сейчас по мере возможностей управляет ЕР. Собянин - беспартийный, но, как говорится, каков поп, таков и приход – премьеру его беспартийность никоим образом возглавлять ЕР не мешает.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает слухи о переменах в руководстве ЕР признаком начала подготовки к выборам. Собеседник «НГ» подчеркивает: «В ситуации, когда ЕР управляется извне и этот центр управления находится формально не под контролем Путина, а в Кремле, возникает понятная необходимость для премьера что-то сделать для упрощения системы управления». С одной стороны, говорит эксперт, «никто, по-видимому, не собирается превращать ЕР в реальную партию власти, которая может быть относительно самостоятельной силой»: «И в этом смысле никто не собирается усиливать собственно верхушку ЕР, а речь идет просто о том, чтобы сделать более удобным каждодневное руководство ею со стороны».
Борис Грызлов может занять другую ступень в партийной иерархии. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
На взгляд политолога, тщательно выстроенная Путиным система взаимоотношений в тандеме «работала бы прекрасно, если бы не кризис»: «ЕР уже не может стричь купоны оттого, что растут доходы населения, которое за все благодарит власть, а раз власть, то и ЕР. Тандем и кризис – это слишком много. И если действительно при Путине появится автономный центр управления ЕР, то есть, по сути, из Кремля он перейдет в Белый дом, то это будет некое приведение политической системы в большее соответствие с нынешними сложными реалиями».
Проблемы, возникающие перед партией в кризисные времена, оказываются существенно более сложными и требующими постоянного вмешательства, говорит Петров: «От Бориса Грызлова требуется чаще высказываться, и невозможно перед каждым высказыванием ему получать четкие инструкции, а без этого он не способен действовать эффективно. И эта ситуация должна раздражать».
«Необходимой и очевидной вещью» назвал вероятное возникновение новой структуры Путина глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Проблема в том, что руководство партии формировалось, когда она была своего рода политической капсулой внутри путинской системы управления. И в этом смысле руководство страной не было ее руководством. Партия скорее была группой доверителей, причем в силу того, что это была довольно большая и пестрая группа, она испытывала трудности с прохождением сигнала».
Когда же Путин взял на себя руководство партии в целом, указывает эксперт, «возникла задача построения нового уровня управления. Это было отложенное решение. И оно было структурно необходимо, потому что нынешнее руководство обладает его привилегиями, но не несет ответственности за политические последствия. Условно говоря, политические чеки оно отсылает Путину. Периодически у Путина возникают проблемы с руководством партии. Которое конфликтует с теми или иными очень важными общественными корпорациями, как было совсем недавно в истории с «МК» и «Ведомостями». Просто Путину хочется контроля».
Есть два пути модернизации партии, отмечает собеседник «НГ»: «Один – съезд и смена руководства. Второй – надстройка над нынешним, основанная на авторитете и легитимности Путина как лидера партии. Второй вариант более быстрый, хотя и не так оптимален, поскольку все носители проблем остаются. Но – Путин берет их под контроль. Это, несомненно, схема, усиливающая партию».
В конце концов Путин – ее лидер, напоминает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, и он «должен управлять подведомственными партийцами»: «Раньше, когда был реальный тандем и не было принципиальной разницы между Путиным и Медведевым, все было нормально, все шло через администрацию президента. Но сейчас мы видим очень четко, что администрация президента как бы хлопает розгами, чтобы партия подчинялась именно ей. А с учетом расхождений, по крайней мере информационных, между первыми лицами это уже существенно. И в тандеме возникает конкуренция за ЕР».