Выборы 14 марта оценены практически всеми политическими партиями как их собственный успех – и это дает надежду на то, что межпартийная конкуренция в России будет обостряться. Президент Дмитрий Медведев подчеркивает значение этой конкуренции и заявляет о приверженности построения действующей многопартийной системы.
Но на пути ее становления существует препятствие: «на кону» в выборных кампаниях не стоят одни из ключевых звеньев отечественной политической системы – посты губернаторов российских регионов. Они недоступны для оппозиции даже несмотря на то, что она оказывается все более удачливой в борьбе за мэрские кресла и широкое представительство в органах местного самоуправления. Но можно ли изменить систему, не отказываясь от озвученного президентом мнения о том, что восстановления прямых выборов губернаторов не предвидится? На мой взгляд – можно, причем без тех неуклюжих движений, которые начинают предприниматься в последнее время в виде, например, соглашения о коалиционном сотрудничестве между «Единой» и «Справедливой «Россией», четвертый пункт которого предполагает совместные действия «при решении кадровых вопросов в органах госвласти и местного самоуправления по итогам выборов путем заключения пакетных соглашений при формировании руководящих органов». Такие соглашения, мягко говоря, недемократичны и, рискну предположить, не добавят популярности ни одной из этих партий.
Сегодня в российском законодательстве существует норма, согласно которой список претендентов на посты глав регионов формирует и представляет президенту федеральное руководство партии, имеющей большинство в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Статья 26.1.1 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», введенная в него 31 декабря 2005 года Федеральным законом
№ 202-ФЗ, гласит, что кандидатуры на пост главы региона вносит на рассмотрение президента «политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов». Заметим: речь не идет об абсолютном большинстве в местном законодательном органе. Это не имело особого значения в условиях, когда «Единая Россия» получала 60–65% голосов на выборах и доминировала в местных парламентах. Однако сейчас, когда ее уровень поддержки снизился на 40–45%, тема приобретает особую актуальность.
По состоянию на 20 марта 2010 года «Единая Россия» не имеет большинства только в Законодательном собрании Санкт-Петербурга (23 депутата из 50). Еще в семи регионах она имела незначительное преимущество – от 51 до 56%. В Свердловской области она оказалась бы в меньшинстве, если бы на выборах 14 марта избирались все, а не половина депутатов областной Думы. Между тем действующий порядок дает единороссам возможность вносить кандидатуры губернаторов – а депутаты местных представительных органов вряд ли проявят стойкое неприятие кандидатов, внесенных на их рассмотрение уже не правящей партией, а самим президентом.
Выход из ситуации может быть найден очень просто. В законодательство следовало бы внести изменение, позволяющее партиям образовывать в местных законодательных собраниях коалиции – и наделяющее правом представлять президенту России список претендентов на губернаторское кресло любую партию, уполномоченную на это соответствующей коалицией. Это не подорвет позиций «Единой России» там, где она имеет абсолютное большинство, но усилит межпартийное взаимодействие там, где ее большинство относительно. Уже в последнее время разные оппозиционные партии – от «Справедливой России» до ЛДПР – образуют широкие предвыборные коалиции с целью слома монополии «Единой России» на власть. В случае принятия указанных изменений, такие коалиции обретут новые цель и вес.
Четко прописанная норма, согласно которой кандидата на пост главы региона вносят «политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации получил по итогам распределения абсолютное большинство депутатских мандатов, или коалиция партий и независимых депутатов, обладающая таким большинством в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации», сделает партии более склонными к компромиссам, имманентно присущим политической борьбе в большинстве развитых стран и почти неведомым в современной России. «Единой России» придется более чутко прислушиваться к нуждам избирателей. De facto конкурентные губернаторские выборы будут возвращены в форме, вполне адекватной той ситуации, которая сегодня складывается в России. Демократия останется «управляемой» (так как выдвижение кандидатов будет осуществляться от имени партий, что поможет отсеивать некомпетентных и недостойных претендентов) и «суверенной» (ведь предлагать кандидатов будет, как и сегодня, Кремль), но все же будет демократией, так как станет учитывать волю абсолютного, а не относительного большинства избирателей. В результате малозначительное изменение вполне может иметь более серьезные последствия, чем незначительное снижение избирательного барьера, предложенное президентом Дмитрием Медведевым, – и станет, быть может, первым шагом к заметным переменам в электоральной картине современной России.