Сергей Нарышкин поручил депутатам вспомнить о победе над Японией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В России скоро может появиться второй День Победы. Над милитаристской Японией, что также означало и конец Второй мировой войны. Однако это будет не праздник, а всего лишь памятный день. Многолетние попытки сахалинских депутатов убедить центральную власть в необходимости помнить эту дату на государственном уровне, кажется, все-таки увенчались успехом. Остались сущие мелочи – решить, кто станет автором законодательной инициативы, ну и, конечно, окончательно определиться, а когда же саму эту победу праздновать – 2 или 3 сентября. Хотя, уверяют эксперты, можно вообще-то и 2 февраля.
Как удалось выяснить «НГ», в ближайшее время в Госдуму поступит законопроект о памятной дате 2 сентября – дне окончания Второй мировой войны. Свои подписи под документом поставят депутаты из думского комитета по обороне. Источник, близкий к администрации президента, рассказал, что у законопроекта есть все шансы благополучно пройти нижнюю и верхнюю палаты парламента и лечь на подпись главы государства. Ведь санкция на его разработку была получена на самом высшем уровне. По словам собеседника «НГ», этот вопрос обсуждался на недавнем совещании у руководителя кремлевской администрации Сергея Нарышкина. Он как раз и распорядился о написании соответствующего законопроекта и его незамедлительном внесении в Госдуму. А одним из главных лоббистов празднования этой даты выступил спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов, утверждает источник «НГ».
Впрочем, о победе над Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война, первыми вспомнили совсем не в Кремле. Сахалинская облдума уже добрый десяток лет призывает центральную власть наконец установить такой праздник. Последний сахалинский законопроект, все еще хранящийся в думском портфеле, датирован январем 2006 года. Впрочем, сахалинцы предлагают сделать памятным днем 3 сентября – потому что в этот день в 1945 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, как раз и объявивший победу в войне с Японией. По данным «НГ», тот же день лоббируют и коммунисты – ведь под данным указом стоит подпись Сталина. Но в Кремле и Госдуме все-таки склоняются к 2 сентября, когда японские военные подписали с советским командованием акт о капитуляции.
В советскую эпоху победе над «милитаристской Японией» отводилось полстранички в школьных учебниках истории, а официально она вообще не отмечалась. Короткая, всего 24 дня, война 1945 года противоречила идеологическим канонам социалистического государства. Во-первых, Советский Союз напал первым без всякого повода. Во-вторых, в результате войны захватил Южный Сахалин и Курилы, и не все эти территории относились к потерянным в результате Русско-японской войны 1904–1905 годов. Потери той войны – 8,2 тыс. человек – оказались исчезающе малы на фоне многомиллионных гекатомб Великой Отечественной. И хотя это означает, что боевые операции на Дальнем Востоке были подготовлены и проведены просто блестяще, победа над Японией не получила трагического величия, обжигающего душу народа. Не возникло повода о ней помнить.
Хотя вступление Советского Союза в войну решало ее исход, поскольку делало невозможным переброску с материка миллионной Квантунской армии для защиты Японии от американского вторжения. 14 августа император Хирохито принял требования США о капитуляции. Из-за разницы во времени в Европе и Вашингтоне об этом узнали 15 августа, и в целом ряде стран именно 15 августа отмечают как день окончания Второй мировой войны.
Но война продолжалась на Филиппинах, в Маньчжурии, в Китае, поскольку армия и флот в Японии фактически были разделены на несколько конкурирующих генеральских группировок, которые сами решали, что полезно для страны и с кем воевать. Они подписали Акт о капитуляции Японии только 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури». Сталин уже тогда обозначил свое отношение к этой победе, уполномочив подписать этот документ всего лишь генерал-лейтенанта Кузьму Деревянко.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года провозгласил: «Все земли, недра и воды Сахалина и Курильских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик». Так что если на Сахалине и Курилах хотят отмечать свое возвращение в границы России, то логично было бы это делать именно в этот день. Но февральская дата не вытягивает на уровень Дня Победы с юбилейными празднованиями, салютом, вниманием Москвы и бюджетными ассигнованиями. Для бедствующего Дальнего Востока, расположенного на самой дальней оконечности России, там, где все дороги обрываются в океан, именно внимание столицы и ассигнования являются главной составной любого праздника.
Для Москвы же победа на Дальнем Востоке далека и непонятна. Здесь свой День Победы, и в противовес ему создавать еще один, даже маленький, никто, в общем-то, и не хочет. Хотя дело не в празднике, а в том самом внимании и ассигнованиях.