Чтобы газета попала на прилавок, редакции приходится принимать условия посредников.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Рынок СМИ – один из самых конкурентных в России, и, чтобы пробиться к читателям, редакциям приходится пользоваться услугами посредников. Именно они – распространители печатной продукции – продают газеты и журналы россиянам и формируют цены на рынке. Однако некоторым дистрибьюторам мало прибыли, получаемой с продаж. Они стремятся не только переложить на издания все свои затраты, но и брать с них деньги за сам факт присутствия изданий в продаже. О бонусах, которые производители вынуждены платить продавцам за право товара оказаться в магазине, говорилось уже не раз. Премьер-министр Владимир Путин лично требовал от сетевиков ликвидировать «плату за вход», но «НГ» на своем опыте убедилась, что этот вид побора существует и сейчас. Он неплохо замаскирован, но нашей редакции за присутствие на прилавках только одному из посредников нужно платить сотни тысяч рублей в год.
С 2002 года «Независимая газета» сотрудничала с ЗАО «Центропечать» – одним из дистрибьюторов печатной продукции в Москве. Сообщая о себе будущим партнерам, в Интернете компания утверждает, что ее миссия прежде всего – «Обеспечение конституционных прав граждан на свободу слова и свободный доступ к информации». Громко декларируемый альтруизм, как водится, был показухой.
В конце прошлого года «НГ» пришлось заключить с «Центропечатью» еще один договор, по которому редакция получала необычное финансовое обременение. Как сказано в документе, «Центропечать» должна была обеспечить газете «комплекс услуг по изучению рынка сбыта тиражей периодических печатных изданий» и просила за это 25 тыс. руб. в месяц.
Отказаться от этой услуги было нельзя – в противном случае «НГ» просто удалялась из продаж «Центропечати».
Как можно понять, это и есть та самая плата за вход, которой так возмущалось руководство РФ. Для «НГ» плата за присутствие на прилавках одного дистрибьютора составляла 25 тыс. руб. в месяц или 300 тыс. за год. Наш посредник, очевидно, с учетом долгого прежнего сотрудничества милостиво разрешил рассрочить их на 12 месяцев. О том, что на самом деле представляет собой «комплекс услуг», говорит неофициальное название платежа за него – «Доплата до рентабельности», которое применяют менеджеры «Центропечати». Отметим, что в прайс-листе 2008–2009 годов продавец и вовсе без всякой маскировки сообщал, что хочет 360 руб. просто за «наличие издания» в одной торговой точке. К сегодняшнему дню, очевидно - в результате борьбы против «входных», эта формулировка исчезла, чтобы побор мог появиться в новом формате.
«НГ» все же рискнула сотрудничать с дистрибьютором. Причина в том, что московский рынок негласно поделен на участки, на которых доминируют отдельные распространители. Таким локальным монополистом на некоторых важных территориях является «Центропечать». Формально на столичном рынке эта компания имеет небольшую долю, однако в некоторых районах без сотрудничества с ней газета распространяться не может. Это похоже на сговор посредников, но московское управление Федеральной антимонопольной службы, очевидно, с таким видом доминирования справиться не может. Однако решать проблему нужно – ведь подобные монополисты, поделившие город на зоны влияния, готовы закрыть доступ к читателям для любого издания. Потому «НГ», чтобы не оставлять читателей в некоторых районах города без свежих номеров газеты, вынуждена была согласиться на невыгодные для себя условия посредника.
Но с приходом весны аппетит ЗАО «Центропечать» разыгрался. С апреля его исключили из системы упрощенного налогообложения, а значит, фирме предстоит платить 18% НДС. Вероятно, уплата этого налога не входила в миссию компании. А потому, несмотря на заключенный с «НГ» годовой договор, «Центропечать» просто подняла на 18% стоимость своих необязательных услуг. Таким образом редакция теперь не только должна возмещать расходы посредника, вносить «плату за вход», но и из своего кармана оплатить его налоговые издержки.
Нужно отметить, что год назад московская газета «Литературная Россия» уже поднимала похожую тему. Издание сообщило, что «Центропечать» фактически навязала ей такой же контракт, обещая оказывать «комплекс информационно-консультационных услуг», но, как заявляет «Литературная Россия», «никаких работ, оговоренных в документе, ЗАО «Центропечать» не проводило». После начала скандала газета пропала из продаж «Центропечати» – дистрибьютор таким образом, видимо, постарался показать, что не платить ему поборы – гибельное решение. Кроме того, на «Литературную Россию» обрушился шкал обвинений в несоблюдении деловой этики. Однако в отношениях с «НГ» «Центропечать» про деловую этику не вспоминает – начальник отдела маркетинга фирмы Татьяна Михалева, например, просто сообщает, что побор будет повышен даже несмотря на то, что договор был заключен на год. В противном случае издание исчезнет с прилавков «Центропечати». «Так сложилась ситуация, – объясняет Михалева и удивляется: Вы единственный клиент, который поднял «бурю в стакане воды». Значит, остальные платят молча.
Премьер Владимир Путин не раз заявлял, насколько вредна «плата за вход», «или, как их еще называют участники рынка, бонусы, без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках крупных торговых сетей». Не меньше говорилось и о вреде монополизма в разных его вариантах. Однако, как можно заметить, распространители СМИ главу правительства предпочитают не слышать, а контролирующие их антимонопольщики с регулированием рынка справиться пока не могут. За вход на рынок все еще надо платить – или много сразу, или поменьше, но регулярно. Царствующие на локальных участках посредники строптивое издание по-прежнему удаляют из продаж, не обращая внимания даже на то, какой след это оставляет на их репутации.