Сегодня как никогда требуется политическая воля руководителей двух стран, чтобы довести до успешного конца российско-американские переговоры в Женеве. Если Договор о СНВ будет в ближайшее время подписан, то это позитивно отразится не только на двусторонних отношениях, но и на международной ситуации в целом. Создадутся условия для вовлечения в разоруженческий процесс других ядерных держав. Возникнут реальные предпосылки для укрепления нераспространения.
Приезд государственного секретаря Хиллари Клинтон в Москву стал последней попыткой спасти провозглашенную год назад перезагрузку американо-российских отношений. За это время был возобновлен диалог между двумя странами, заметно улучшилась тональность отношений. Но никаких радикальных изменений к лучшему не произошло. А в торгово-экономической сфере ситуация даже ухудшилась.
К сожалению, не удалось согласовать новый Договор о СНВ, хотя прошло уже 10 раундов переговоров. Хотя детали переговоров держатся в секрете, судя по утечкам в прессе, стороны договорились об основных количественных параметрах соглашения – численности развернутых ядерных боезарядов и их носителей. Но уже несколько месяцев идет топтание на месте из-за отсутствия согласия по вопросам верификации, а также увязки между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.
Отсутствие нового Договора о СНВ препятствует прогрессу в других сферах российско-американских отношений. Тем временем активизировались противники соглашения, которые, похоже, перехватили политическую инициативу и теперь пытаются сорвать перезагрузку. Негативную роль играет и падение популярности Барака Обамы, который столкнулся с крайне жесткой оппозицией со стороны Республиканской партии. Возникла реальная перспектива поражения Демократической партии на промежуточных выборах в Конгресс осенью нынешнего года, что привело к разброду в стане демократов. Правда, ситуация может измениться, если Обаме все-таки удастся добиться одобрения Палатой представителей реформы системы здравоохранения.
Но пока перспективы ратификации Сенатом нового Договора о СНВ, если он будет подписан, выглядят туманно. Чтобы получить необходимое квалифицированное большинство, нужно 67 голосов, в том числе восемь республиканцев (сейчас в Сенате у Республиканской партии 41 место из 100). Если ратификация будет перенесена на следующий год, то может потребоваться поддержка 12–15 сенаторов-республиканцев, а это за гранью возможного. Ведь сенаторы-республиканцы во главе с Джоном Кайлом выдвигают крайне жесткие условия, включая создание новых типов ядерных вооружений и отказ от каких-либо ограничений на ПРО.
Существенные разногласия возникли и внутри самой администрации Обамы. Споры между Белым домом и Пентагоном привели к тому, что уже в четвертый раз откладывается принятие новой ядерной доктрины США. Министерство обороны противится радикальным изменениям в подходе к ядерному оружию и с большим скепсисом относится к разоруженческим призывам Обамы.
Наконец, принятое без консультаций с Россией решение о возможном развертывании баз ПРО в Румынии и Болгарии усилило опасения Москвы относительно американских планов противоракетной обороны. После выхода администрации Буша в 2002 году из Договора по ПРО такая озабоченность вполне объяснима.
Нельзя не заметить, что и в России сегодня немало противников нового Договора о СНВ. В некоторых СМИ развернута истерическая кампания против «одностороннего разоружения». Аналогичные заявления регулярно делаются и в Государственной Думе. При этом политические реалии подменяются военно-техническими фантазиями и ура-патриотической риторикой.
В нашей прессе много пишут о ПРО, но при этом зачастую не видят разницы между стратегической и нестратегической противоракетной обороной. А ведь наземные системы типа SM-3, о которых США ведут переговоры с румынами и болгарами, не могут перехватывать наши МБР в отличие от стратегических систем GBI, развертывание которых в Польше Обама отменил. Отменил нынешний президент США и несколько других программ стратегической ПРО. Это означает, что на период действия нового Договора о СНВ стратегическая оборона США будет играть незначительную роль.
После 5 декабря, когда истек срок действия Договора СНВ-1, возник впервые за четыре десятилетия вакуум в сфере двустороннего контроля над ядерными вооружениями.12 апреля должен состояться Международный саммит по вопросам ядерной безопасности. В мае предстоит Конференция по Договору о нераспространении. Вряд ли США и Россия могут прийти туда с пустыми руками. Если в ближайшие недели не будет подписан новый договор, то может оказаться подорванным весь режим сокращения и нераспространения ядерного оружия.
Нельзя исключать, что мы столкнемся с полным развалом механизма контроля над вооружениями (соглашения по ПРО, СНВ, РСМД, ДОВСЕ и ДНЯО). Этот механизм стал основой стратегической стабильности в биполярном мире. Попытка США консолидировать однополярный мир уже привела к заметному ослаблению контроля над вооружениями. Сегодня, когда мир становится вновь многополярным, требуется укрепить стратегическую стабильность на многосторонней основе. Но этого не произойдет, если будет разрушен договорный режим между Россией и США. Складывается ощущение, что «окно возможностей» для улучшения российско-американских отношений, открывшееся в прошлом году, может с треском захлопнуться. Тогда нас ждет многополярный хаос – как в начале ХХ века.