Дмитрий Медведев поручил Юрию Чайке усилить надзор за работой следователей.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера президент Дмитрий Медведев принял участие в работе коллегии Генпрокуратуры. На заседании глава Следственного комитета при этом ведомстве Александр Бастрыкин предложил ввести обязательную дактилоскопию для жителей кавказского региона. Новшество широко обсуждается в политических и правозащитных кругах.
Поводом для заявления Бастрыкина стала тяжелая криминогенная обстановка на Северном Кавказе. Александр Бастрыкин предложил предусмотреть «обязательную дактилоскопическую регистрацию всех граждан, проживающих на территории Северо-Кавказского округа, а также беженцев и вынужденных переселенцев, получение образцов ДНК для формирования централизованных учетов для повышения эффективности работы по раскрытию преступлений».
Глава СКП предложил также перерегистрировать все транспортные средства Северного Кавказа – «с введением новых номерных знаков в регионе».
«Я не сторонник таких подходов», – сказал «НГ» первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец. Он назвал предложение главы СКП «неверным». Напомнив, что когда-то в нашей стране ссылали целые народы только из-за того, что отдельные их представители воевали против нее, Москалец заявил, что таким образом ничего нового в предложении Бастрыкина нет, оно просто «более изощренное». Подозревать всех людей подряд заранее нельзя, отметил Москалец, это «большой просчет».
Экзотические и явно невыполнимые требования Бастрыкина считает неприемлемыми глава комитета Государственной Думы по законодательству Павел Крашенинников: «Я разделяю озабоченность руководителя СКП по поводу высокого уровня криминогенной обстановки в Северо-Кавказском регионе, но предложенные им методы поддержать не могу». По мнению парламентария, «никакая дактилоскопия и взятие образцов ДНК преступные элементы не удержат от их замыслов, а права остального населения будут существенно ограниченны».
Депутат подчеркнул, что новация Бастрыкина идет вразрез с Конституцией страны: «У нас единое правовое государство, и разделять страну на Северо-Кавказский регион и другую ее часть недопустимо».
Депутата поддержала глава Московской Хельсинкской группы и член Президентского совета по правам человека Людмила Алексеева: «Это дискриминация, почему выделяют конкретный регион, жителей которого подозревают, всех поголовно. В цивилизованной стране это недопустимо. Лагерь из страны делать не надо. И почему на Северном Кавказе, а не, скажем, на Чукотке?» Возмущен и уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев: «Я крайне удивлен тем, что эти предложения прозвучали из уст первого заместителя генерального прокурора России, человека, который в первую очередь должен стоять на страже соблюдения единых для России законов».
Вчера же на коллегии президент продолжил разговор о реформе МВД. Он посетовал, что «почти половина преступлений остается нераскрытыми, не соблюдаются нормы закона, касающиеся приема и регистрации сообщений о преступлениях, а также сроков расследования уголовных дел». Глава государства назвал эти данные «хроникой», напомнив о множестве нарушений, ущемляющих права потерпевших, обвиняемых и других участников уголовных процессов.
Медведев также назвал нарушения в МВД системными, одновременно обвинив прокуратуру в слабом надзоре за деятельностью этого ведомства. Таким образом, Медведев несколько расширил круг ответственных за печальное состояние дел с преступностью в России. Президент при этом снова сослался на «значительный общественный резонанс и негативно сказавшиеся на авторитете органов внутренних дел события и преступления» как на главную причину реформы МВД.
Кроме того, Медведев пообещал в ближайшее время рассмотреть Национальную стратегию противодействия коррупции и обновленный Национальный антикоррупционный план. Это будет сделано на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством главы государства. Стратегия, объяснил Медведев, «должна включить в себя основные направления государственной политики в этой сфере». Затем эти документы будут утверждены его указом.
Генеральный прокурор Юрий Чайка, не отвергая на корню высказанных в его адрес упреков, продолжил перечень грехов МВД, напомнив о проблеме уклонения от регистрации преступлений: «В прошлом году было дополнительно поставлено на учет 655 тысяч преступлений, в числе которых 250 убийств, почти 3 тысячи деяний с причинением тяжкого вреда здоровью, около 70 тысяч преступлений против собственности». Генпрокурор тут же потребовал от своих подчиненных по каждому факту сокрытия преступлений разбираться и жестко реагировать: «Сейчас прокуроры либеральничают. Случаи возбуждения уголовных дел по таким фактам носят единичный характер».
Таким образом, Дмитрий Медведев обозначил – и своим визитом, и вниманием к выступлению генпрокурора – пути исправления ситуации. Он как бы возложил на Чайку значительную долю ответственности за результат реформы.
Депутат Александр Москалец полностью согласен с обозначенной президентом и генпрокурором опасной ситуацией с ростом преступности. Более того, по словам собеседника «НГ», это «верхушка айсберга»: «Надо еще отметить, что цифры раскрываемости преступлений у нас создаются от числа зарегистрированных, а не от числа совершенных. На самом деле ситуация гораздо сложнее и жестче».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отметил, что решительность Медведева делает его все более явным критиком правительства Владимира Путина как премьера и как лидера партии власти: «Там, где ЕР, все хорошо, а тут надо разгонять генералов...» Впрочем, эксперт допускает и вариант согласованности действий, «определенного разделения труда»: «Возможно, между Медведевым и Путиным есть договоренность – каждый занимается своим делом. Однако рано или поздно выяснится, что Медведеву приходится исправлять чужие ошибки». «Тут надо посмотреть, во что выльется борьба президента с преступностью, – рассуждает Малашенко. – Доведет ли он до конца или хотя бы до полуконца реформу МВД?»