Михаилу Прохорову придется потратиться на молодежный форум.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Глава Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров планирует поменять идеологические акценты инновационной смены лагеря «Селигер-2010». По информации «НГ», ее работа теперь будет соотноситься с темами президентской комиссии по модернизации. Молодых инноваторов будут стимулировать заниматься проектами, необходимыми российской промышленности, а не предлагать ненужные изобретения. Им также предстоит построить собственный Город солнца. На организацию смены ОНЭКСИМ готов потратить 45 млн. руб.
Федеральное агентство по делам молодежи уже не первый год пытается преобразовать селигерский форум из летнего лагеря движения «Наши» в общероссийский молодежный проект. С прошлого года ему придали инновационную направленность, однако результатами остались не слишком довольны.
Чтобы усилить инновационное содержание, к подготовке форума привлекли главу ОНЭКСИМа Михаила Прохорова, работающего в президентской комиссии по модернизации экономики.
Накануне нового года глава Федерального агентства по делам молодежи Василий Якеменко и исполнительный директор Группы ОНЭКСИМ Михаил Рогачев подписали соглашение о стратегическом партнерстве по стимулированию, поддержке и развитию инновационной деятельности молодежи. Группа ОНЭКСИМ выступает в роли «системного интегратора» смены «Инновации и техническое творчество» форума «Селигер-2010».
Источник «НГ», близкий к ведомству, сообщил, что на компанию Прохорова возложены обязанности по формированию новой образовательной программы инновационной смены. Уже создан программный комитет для определения основных направлений обучения молодых инноваторов. В самом ОНЭКСИМе «НГ» рассказали, что планируют поменять акценты в идеологическом содержании новой смены.
Как сказал «НГ» координатор проекта от Группы ОНЭКСИМ и одновременно член организационного комитета Зворыкинского проекта Егор Дорофеев: «Крупный бизнес является конечным потребителем продукта, который создается по хорошо известной схеме: идея, start-up компания, ее развитие и превращение в средний бизнес, продажа стратегическому инвестору. Сейчас в России идет процесс запуска всей цепочки, и ОНЭКСИМ намерен подготовить смену так, чтобы роль каждого элемента и его востребованность была понятна молодежи, чтобы продемонстрировать возможности «инновационного лифта». По его словам, он должен предусматривать последовательную передачу инновационных инициатив на сопровождение профильным институтам развития страны. При этом крупный частный бизнес должен подключаться на завершающих стадиях готовности проекта.
Участниками, как и в прошлом году, станут члены Зворыкинского проекта, который также является программой Федерального агентства по делам молодежи. В прошлом году в рамках смены проходила выставка 100 лучших инновационных проектов программы, из них эксперты отобрали пять наиболее перспективных разработок. Три из них вызвалась финансировать все та же Группа ОНЭКСИМ: проект оптимизации систем охлаждения агрегатов ТЭС из Ульяновска, гидравлический сепаратор частиц из Красноярска и самарский ветроэнергетический комплекс для городской среды. На подготовку этих проектов к промышленному внедрению компания выделила 3 млн. руб.
В этом году ОНЭКСИМ на поддержку инновационной смены готов потратить сумму на порядок выше: 45 млн. руб., рассказали «НГ» в компании. Для сравнения: в прошлом году из госбюджета на проведение форума на Селигере в целом было выделено 75 млн. руб. Остальные средства добирались за счет рекламы крупных компаний. В итоге общая сумма средств, вложенных в проект в прошлом году, составила 200 млн. руб. Руководитель Зворыкинского проекта Дмитрий Кох рассказал «НГ»: «В этом году на весь проект из госбюджета будет выделено от 80 до 100 миллионов рублей». На финансирование образовательной программы ОНЭКСИМ готов потратить столько средств, сколько понадобится».
Если в прошлом году на селигерском форуме приветствовались любые изобретения молодых ученых, пусть даже самые бредовые, то теперь от участников потребуют другого подхода. Они должны представить на суд широкой общественности идеи, изобретения, проекты, в которых на самом деле заинтересована российская промышленность.
Еще один момент – инновационная деятельность молодежи должна соотноситься с работой президентской комиссии по модернизации. Как известно, президент определил пять приоритетных направлений модернизации экономики: повышение энергоэффективности, развитие ядерной энергетики, создание суперкомпьютеров и программного обеспечения, совершенствование медицины, а также развитие космических и телекоммуникационных технологий. На инновационной смене селигерского молодежного форума также будет пять сессий, посвященных заявленным президентом направлениям. Немудрено, что в приоритете будут предложения именно из этих пяти областей.
ОНЭКСИМ хотят подключить и к проблеме бытовых условий. По словам Коха, с группой ведутся переговоры о том, чтобы создать инновационные полевые условия. К примеру, заменить костры, на которых участники готовят еду, на специальные устройства, работающие от солнечных батарей. Кстати сказать, такое новшество и правда было бы не лишним. В прошлом году дым от многочисленных костров заволакивал весь лагерь. Кох также предлагает заменить походные души-топтуны на душевые кабинки, работающие от солнечных батарей. «По большому счету бытовые проблемы можно решить с помощью изобретений самих участников», – рассудил он.
Недавно глава Росмолодежи Василий Якеменко заявил, что на инновационной смене «Селигер-2010» ее участники попытаются смоделировать, каким будет высокотехнологичное будущее нашей страны. После того как президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании инновационного города, организаторы решили последовать совету первого замруководителя администрации президента Владислава Суркова и провести краудсорсинг на этот счет. Молодые инноваторы должны будут представить свое видение высокотехнологичного города. Кох рассказал, что участники проекта построят на Селигере свой Город солнца.
К реализации идеи планировали привлечь «Роснано», рассказал источник, близкий к Кремлю. Однако, по его словам, пока госкорпорация к этой общественной нагрузке не проявила особого интереса. Впрочем, совсем отвертеться от Селигера у корпорации все же не получится, она участвует в формировании образовательной программы.
На смене численностью 5000 человек, как удалось выяснить «НГ», будут обучать 300 молодых журналистов тому, что такое инновации и как о них писать, а также молодых бизнесменов (их будет до 800), ориентированных на высокотехнологичное производство.