Вчера состоялась инаугурация Виктора Януковича. Его вступление в должность приходится на сложный этап развития украинского государства, главными проблемами которого остаются экономика и региональные различия.
Экономические кризисы в Украине имеют циклический характер. Падение начала 90-х годов сменилось подъемом в 2000–2004 годах. Страна имела ежегодный рост экономики в 12–14%, низкий уровень инфляции, работающую промышленность. Однако все достижения были уничтожены пришедшим к власти Виктором Ющенко и его оранжевыми соратниками. Робкие попытки структурных реформ, начатых при Леониде Кучме, были растоптаны, а политическая борьба оттеснила вопросы экономики.
Украинская элита не смогла преодолеть внутренних противоречий, консолидироваться и предложить принимаемую всеми регионами идею. Бурные политические баталии между исполнительной и законодательной ветвями власти не приблизили страну к стабильности. В политическом хаосе на первый план вышел раздел ресурсов. Постоянная политическая модернизация привела к ослаблению украинского государства. Принимаемые решения вышли из правового поля, поставив под сомнение легитимность власти.
Итоги бездарного правления Виктора Ющенко удручающи. Украинская экономика лежит в руинах. Ущерб от действий властей, находившихся у власти в 2005–2009 годах, сопоставим с потерями начала 90-х годов.
Заимствования украинских банков за последние три года увеличились в более чем десять раз, а их долг достиг почти 40 млрд. долл. Украина оказалась неспособной устоять перед натиском западного капитала. В итоге в страну хлынул огромный поток импортных товаров, что привело к закрытию многих украинских производств.
Одновременно Украину накрыл потребительский бум, он стал возможен из-за политики украинских властей, которые раскручивали миф о возможности украинцев жить «как в Европе». Между тем экономика Украины отстала настолько, что даже ежегодный экономический рост в 5–6% не позволит в ближайшие десятилетия догнать уровень европейских стран. Все разговоры политиков о скором вступлении в ЕС и повышении уровня жизни являются не более чем пропагандой.
Сменявшим друг друга украинским правительствам было не до модернизации экономики. В предвыборных целях власти осуществляли неоправданно высокое повышение социальных выплат. Рост доходов населения многократно опережал темпы экономического развития.
Ситуация в украинской экономике и политические междоусобицы требуют от нового президента быстрых и жестких решений. Однако в условиях нынешней парламентско-президентской модели это практически невозможно. Конституционные изменения 2004 года, переместившие центр власти в Верховную Раду, были стратегической ошибкой. Парламентская модель не дает Украине шансов на выход из экономического и тем более политического кризиса. И дело здесь не в достоинствах или недостатках парламентской формы правления. Ключевой причиной выступает культурно-языковое противостояние двух Украин, которое существовало еще во времена СССР. С приобретением независимости данный вопрос стал важным фактором в определении политического климата в стране.
Итоги последних выборов президента подтвердили региональный раздел Украины. Восток и Запад поддержали «своих» кандидатов, что отразило различия мировоззренческих ценностей, исторического опыта, геополитических устремлений и культурной ориентации.
Возврат к президентской модели с обширными полномочиями главы государства может создать условия для улучшения ситуации в экономике и для достижения стабильности. Без этого все усилия нового президента Украины, как и других политических сил, будут бесконечной борьбой за власть с имитацией победы, плодами которой будут пользоваться третьи силы.
Виктору Януковичу и его сторонникам досталось незавидное наследство. Запас прочности, накопленный Украиной в советский период, исчерпан, а политические метания делают будущее Украины неопределенным, оставляя простор для реализации различных геополитических проектов в отношении украинского государства.