Ограничение свободы станет достаточным наказанием для многих правонарушителей.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Завтра в России вступит в действие один из первых приговоров, связанных с новой мерой наказания, введенной с нового года, – ограничением свободы. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс были приняты в декабре в рамках либерализации системы исполнения наказаний, инициированной президентом Дмитрием Медведевым. Напомним, изменение законодательства происходило на фоне жесткой критики в адрес ФСИН.
Случай в городе Оренбурге – типичный. 23-летний Виктор Беляков (имя изменено, поскольку приговор пока не вступил в законную силу. – «НГ») осужден за угон автомобиля. Однажды он пришел на служебную стоянку организации под названием «Оренбургский лесхоз», завел «Ниву-2121» и выехал за ворота. Остановил его первый же гаишник. Потому что парень был пьян, и это отражалось на стиле вождения. Почему была избрана щадящая мера наказания? Суд выяснил: хозяином угнанной парнем машины был его отец, работающий в лесхозе. Подсудимый решил покатать девушку, и ему не понадобилось вскрывать авто – ключ торчал в замке зажигания, а дверца была открыта.
Пресс-секретарь Ленинского районного суда Оренбурга Денис Хузиахметов сообщил «НГ», что в городе случай назначения наказания по новой статье – единичный. Ограничение свободы, по приговору суда, включало запрет покидать квартиру ночью – с 23 до 6 часов утра, изменять адрес и выезжать из города без согласия уголовно-исполнительной инспекции. 53-я статья УК разрешала суду расширить круг ограничений, рассказал собеседник «НГ»: подсудимому могли запретить также посещать массовые мероприятия и менять место работы. Ограничение, или арест, уточняет Хузиахметов, будет продолжаться полтора года. Судья комментировать свое решение не может: приговор пока в силу не вступил.
В течение 5 дней осужденный будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию. После чего инспектор еженедельно станет проверять исполнение приговора. В случае его нарушения форма наказания может быть изменена на реальное лишение свободы.
Корреспондент «НГ» поинтересовался у главы комитета ГД по законодательству Павла Крашенинникова: как часто используется сегодня новая мера наказания? «С нового года в России уже насчитывается несколько сот таких приговоров, и они себя оправдывают, – ответил депутат. – Это очень хорошо, потому что речь идет об ограничении свободы для тех, кто не представляет опасности для общества, – эти люди не совершили тяжких преступлений. Они не привыкают к тюремному образу жизни. Могут учиться, работать».
Почему в этом случае не применяются ножные браслеты, хорошо известные россиянам по западным фильмам? «Что касается технических средств, – заметил Крашенинников, – их у нас просто не хватает. Пока используем импортные браслеты. Министр юстиции предлагает делать их в колониях. Самая заинтересованная сторона в этом вопросе – сама уголовно-исполнительная система, вот они и могут на своем производстве все это сделать. Насколько я знаю, в этом году еще не заложено средств на их изготовление. Пока мы будем действовать по старинке».
Ограничение свободы, подчеркивает в беседе с корреспондентом «НГ» пресс-секретарь Управления ФСИН России по Оренбургской области Алексей Хальзумов, часто путают с домашним арестом, когда осужденный должен постоянно находиться дома: «Про домашний арест в законе не было ни слова – это мера пресечения до суда, похожая на подписку о невыезде. В данном случае наказание – это ограничение свободы. Осужденный должен работать, возмещая тот моральный ущерб, который он нанес обществу в целом и потерпевшему в частности. Единственное, чего он лишен, – это ряда привилегий свободного человека: появляться в общественных местах в определенное время и т.д.»
Любопытна история закона. Вначале в проекте значились так называемые исправительные центры, упоминания о которых исчезли в поздней редакции. Поэтому сегодня осужденные отбывают наказание по месту жительства. Одновременно расширено было понятие ограничения свободы. Перечень запретов оставлен открытым – суд имеет право накладывать и другие ограничения, кроме вышеперечисленных.
Критики законопроекта отмечают слишком большое его сходство с правовым положением условно осужденных. Авторы документа подчеркивают, что по своему характеру это наказание будет серьезным и результативным, поскольку оно ограничивает права и свободы человека на его перемещение, посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, выбор места работы, учебы. При этом данные ограничения обеспечиваются угрозой замены ограничения свободы реальным лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день лишения свободы.