В начале следующей недели в администрацию президента поступит от правительства проект реформы госкорпораций. На днях стало известно о письме главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной председателю правительства Владимиру Путину, где обозначены сроки существования этих компаний – в их нынешнем виде. Эксперты «НГ» считают событие закономерным, однако высказывают некоторые опасения насчет реализации планов правительства.
Напомним, критика в адрес госкорпораций со стороны президента Дмитрия Медведева раздавалась неоднократно – при этом иногда подвергались остракизму и отдельные компании. Глава государства поручил правительству решить вопрос с громоздкими и неэффективными структурами, и лидер «Единой России» Владимир Путин на партийном съезде объявил о своем принципиальном согласии с доводами коллеги по тандему. Письмо Набиуллиной подводит черту под сомнениями в сроках решения наболевшей проблемы.
План реорганизации госкорпораций подразумевает и появление новой терминологии: юридическое лицо публичного права – так будут называться бывшие госкорпорации.
Сроки для преобразований названы разные. Первой будет акционирована "Роснано" Анатолия Чубайса уже в конце 2010 года. "Ростехнологиям" пролонгировали существование до 2014-го – до тех пор, пока не будет завершен прием на баланс и акционирование всех переданных корпорации федеральных государственных унитарных предприятий. В рамках новой структуры сформируют отраслевые субхолдинги, после чего их сразу же акционируют. До 2014 года «Ростехнологии», согласно плану правительства, избавятся от большинства непрофильных – не оборонных – активов.
Этой же участи подвергнется "Росавтодор". Правда, Минтранс возражает против акционирования корпорации, ссылаясь на то, что получение прибыли не является целью ее деятельности. Все решится на согласительном совещании у Путина или его первого зама Игоря Шувалова.
Аналогичная ситуация – с "Внешэкономбанком". Ранее глава ВЭБа Владимир Дмитриев соглашался с преобразованием в акционерное общество, попросив при этом из бюджета 1 трлн. рублей на "увеличение капитализацию банка». До 2012 года ВЭБ станет, скорее всего, юридическим лицом публичного права. "Агентство по страхованию вкладов", безусловно, приобретет этот же статус. Еще проще дело обстоит с "Олимпстроем" и "Фондом реформирования ЖКХ" – сроки существования этих компаний – 2015 и 2013 годы, никакая реорганизация им не потребуется. Зато неясна пока судьба "Росатома". По мнению Набиуллиной, она решится в 2011 году.
Минэкономразвития также предлагает ужесточить контроль за деятельностью госкорпораций, и с этой целью законодательство об НКО распространить на все госкорпорации.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, в случившемся нет сенсации – «все было предсказуемо после того, как Медведев высказался в ноябре по этому поводу. Потом было заявление Дворковича, потом заявление Путина на съезде «ЕР». Оно было интонационно несколько иным, чем заявление Медведева, но смысл был один. То есть различие было только в том, что Медведев только критиковал эти корпорации, а премьер говорил, что они были необходимы на определенном этапе. Оба считали, что наступил момент их реорганизации».
Реорганизация госкорпораций – явление закономерное, отмечает эксперт. Но, напоминает Макаркин, еще недавно в стране господствовало представление о том, что «государственный капитализм – это наша судьба, что это нормально. Однако идея развития невозможна без серьезной конкуренции, без инициативных частных компаний. Но для того, чтобы это стало понятно, во-первых, необходим кризис, а, во-вторых, необходима позиция государственного руководства».
При этом, отмечает собеседник «НГ», должна существовать «прозрачная схема, которая действительно приведет к созданию эффективного собственника. Здесь важно, каков будет механизм. Будет ли это действительно прозрачная приватизация под общественным контролем или это будет цепь злоупотреблений».