В последние недели обозначился резкий контраст между громами и молниями, которые официальный Пекин метал в сторону США и Тайваня после объявления о том, что администрация Обамы намерена продать Тайбэю оружия на сумму более чем 6 млрд. долл., и в высшей степени прокитайской политикой президента острова Ма Инцзю, положившего весь свой авторитет в поддержку подписания Рамочного соглашения об экономической кооперации с Китаем (ECFA).
Данное соглашение находится сейчас в финальной стадии переговоров, очередной раунд которых идет в Пекине с конца января. Чем ближе вырисовывается окончание длительного и головоломного процесса, тем сильнее растет озабоченность разных слоев тайваньского общества содержанием, а главное, последствиями договора.
Причина кроется в том, что переговоры проходят в атмосфере абсолютной секретности, и что будет представлять соглашение в конечном итоге – не знает никто. Причем чем ближе финал (ближайшие сотрудники президента Ма уже не раз говорили, что оно будет подписано в первой половине этого года), тем выше уровень конфиденциальности, поскольку предполагается оговаривать уже конкретные параметры экономического взаимодействия. Все это вызывает повышенную озабоченность у публики на острове. Ее настроение можно охарактеризовать русским «и хочется и колется». Недавний опрос одной тысячи глав крупнейших компаний Тайваня показал, что 90% из них поддерживают заключение рамочного соглашения, но одновременно половина выражают сомнения, что правительству удастся отстоять интересы тайваньского бизнеса. Поскольку остров является членом ВТО под названием «Особая таможенная территория Тайваня, Пэнху, Цзинмэня и Мацзу», а на переговорах в Пекине используется формула Cross-Strait relations, то есть переговоров между сторонами по обе стороны пролива – без упоминания статуса Тайваня в ВТО, то высказываются опасения, что это первый шаг к поглощению Китаем и отказу от уже достигнутого уровня суверенитета.
С резкой критикой ECFA выступила парламентская оппозиция в лице Демократической прогрессивной партии. Спикер Ван И-пин, представляющий правящий Гоминьдан, предложил создать в парламенте совместную комиссию по мониторингу соглашения, но эта компромиссная инициатива увязла в спорах относительно статуса и полномочий подобной комиссии. Кроме того, сами коллеги Вана по Гоминьдану из исполнительной власти оказались не в восторге от подобной идеи.
Изданная Министерством экономики популярная брошюра о преимуществах ECFA, написанная в форме вопросов и ответов от лица типичных противников и сторонников соглашения, вызвала бурю возмущения, так как представила «коренных» тайваньцев (они составляют более 70% населения острова) косными ретроградами, а потомков тех, кто прибыл на остров вместе с эвакуировавшейся в 1949 году с континента гоминьдановской верхушкой, – удачливыми и прогрессивными.
В этих условиях президент Ма попытался перейти в информационное наступление. Он предпринял ряд поездок по острову, в ходе которых разъяснял значение соглашения для разных групп населения, в частности для фермеров, озабоченных защитой внутреннего рынка. В завершение он дал пресс-конференцию у себя в офисе, сказав, что ECFA даст толчок экономическому развитию Тайваня и подстегнет его конкурентоспособность на мировом рынке. В случае же неподписания соглашения, по его словам, Тайвань будет отброшен назад и утеряет свои позиции.
Дело в том, что с 1 января 2010 года вступило в силу соглашение между Китаем и АСЕАН о свободной торговле. Если не будет заключено ECFA, остров окажется проигравшим в жесткой региональной конкуренции, ибо его товары не смогут конкурировать с продукцией стран АСЕАН. В случае же подписания соглашения будет снижены тарифы, созданы гарантии для инвестиций и защиты интеллектуальной собственности тайваньских фирм. Президент Ма также пообещал выделить сумму, эквивалентную 3 млрд. долл., в виде помощи тем тайваньским компаниям, которые окажутся в сложном положении в результате действия ECFA. Кроме того, он подчеркнул отсутствие всяких тайных политических договоренностей с Пекином и не стал обозначать жестких сроков для завершения переговоров.
Китай, ставший мировым сборочным цехом, ясно сознает, что козыри в его руках. Он может не спешить в отношениях с Тайванем, ибо время его не поджимает. Более того, Пекин в отличие от Тайбэя способен попутно решать и политические задачи. Там, где президент Ма видит только экономику, Китай не забывает и про дипломатию. Вполне вероятно, что одной из целей громкого скандала в связи с поставками США вооружений Тайваню, инициированного Пекином, могло быть получение преференций на переговорах об экономическом сотрудничестве. Китай недвусмысленно демонстрирует, что он не боится идти на риск обострения отношений с ядерной сверхдержавой. Что уж тогда говорить о Тайване? Если для последнего Китай – главный торговый партнер, то для Пекина он где-то в конце второго десятка. Для Тайбэя получение Вьетнамом или Филиппинами режима свободной торговли с КНР – тяжелейший удар по экономике, для Китая же проблемы во взаимоотношениях с ним совсем не принципиальны, и он может дожидаться более уступчивой позиции своих визави.