У Алексея Кудрина обнаружились серьезные разногласия с «Единой Россией».
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера в России обозначился новый политический скандал. На этот раз председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов вступил в резкую полемику с министром финансов Алексеем Кудриным. Эксперты «НГ» считают знаковым противостояние между людьми, взгляды которых в области внутренней политики не должны сильно различаться. Повышенный градус дискуссии – вплоть до публичного скандала – свидетельствует, на взгляд наблюдателей, о высокой степени обеспокоенности партии власти угрозой ее статусу.
Вчера спикер Государственной Думы Борис Грызлов дал резкую отповедь главе Минфина Алексею Кудрину, которого, как выясняется, никто не звал в «Единую Россию». Столь резкую реакцию председателя высшего совета партии вызвал прозвучавший накануне в программе Первого канала «Познер» весьма критический отзыв о партии власти. Ведущий поинтересовался – не собирается ли министр вступать в ряды ЕР. «У меня есть разногласия сейчас с «Единой Россией», – сообщил в ответ Кудрин. И сослался на президента Дмитрия Медведева, который недавно посетовал, что партией «используется избыточный административный ресурс и что нужна реальная партийная конкуренция». «Я очень поддерживаю эти слова!» – эмоционально заявил собеседник Владимира Познера. И счел нужным еще раз подчеркнуть свои расхождения с единороссами: «Я считаю, что этим (административным ресурсом. – «НГ») увлеклись в «Единой России».
Спикер Госдумы не смолчал. Уже на следующее утро он перевел телесюжет в плоскость публичного скандала. Грызлов заявил, что у единороссов принципиальные расхождения с министром финансов и потому они не видят высокопоставленного чиновника в рядах своей партии: «Он говорит, что не хочет вступать в партию «Единая Россия», – так его никто сюда и не приглашал – в нашу партию». Вопрос о членстве Кудрина в ЕР парламентарий назвал «не имеющим места»: «У нас принципиальные расхождения с министром финансов в вопросах развития экономики нашей страны».
Далее Грызлов указал на авторитет премьера – ровно так же, как до этого Кудрин сослался на президента: «Реальная разработка политики все-таки сохраняется в правительстве, и так получается, что благодаря только Владимиру Путину удается провести многие идеи. В целом в «Единой России» все-таки не правоцентристский уклон, а левоцентристский. И только, повторяю, благодаря некой работе правительства и Путина лично нам удается этот баланс держать. Это не совсем соответствует моим предпочтениям», – отметил вице-премьер – министр финансов.
Заявление Грызлова было подкреплено на вчерашнем брифинге секретарем президиума генсовета партии Вячеславом Володиным. Он объяснил обвинения Кудрина высокой требовательностью партии, которая добивается выполнения государством социальных обязательств: «Министру финансов может не нравиться, что «Единая Россия» постоянно заявляет о необходимости выполнения государством социальных обязательств. Но эту задачу ставят президент и глава правительства страны, а реализует в Государственной Думе «Единая Россия».
Володин подчеркнул, что если бы «Единая Россия» «шла на поводу у Минфина, на поводу у либералов, которые предлагают в тяжелое время оставить население один на один с проблемами, то это была бы не «Единая Россия»... И если это вызвало раздражение у Алексея Леонидовича, то это на его совести». Володин даже указал на событие, побудившее, на его взгляд, Кудрина покритиковать единороссов: обвинение партии в злоупотреблении административным ресурсом могло быть связано с тем, что недавно партия заблокировала предложенный Минфином законопроект о транспортном налоге.
Заявления Кудрина, Грызлова и Володина прозвучали сразу после того, как был «закрыт» вопрос с публичной ссорой двух спикеров – Грызлов и Миронов накануне подписали соглашение о «непротивлении сторон» и прекращении взаимных нападок.
Представляется, что атака «Единой России» на министра финансов проявила некую новую тенденцию во власти. Возможно, она свидетельствует об усилении позиций той части элит, которая поддерживает модернизационный курс Дмитрия Медведева и скептически оценивает возможности в этом плане единороссов, предложивших обществу курс модернизации «консервативной».
«Сегодня появляются люди, – комментирует ситуацию глава Центра изучения элит Ольга Крыштановская, – которые ставят вопрос не «Путин и Медведев», а – «Путин или Медведев». Это значит, что все-таки намечается раскол между ними. Вопрос так и стоит – Медведев идет во власть на 2 года или на 8 лет? Люди все-таки ощущают, что появляется постепенно какая-то группа поддержки не просто у тандема, а именно у Медведева. И Юргенс здесь в первых рядах – потому что программа «ИнСоРа» «Россия XXI века» – это не что иное, как просто демонтаж путинского государства. Об этом говорит и призыв – мы откажемся от всех реформ Путина и вернемся к 1999 году».
«Сейчас в элите идет раскол, – уверена Крыштановская. – То есть когда Кудрин выступает против ЕР, это звучит как бы против Путина. Потому что в элите это все персонифицируется. Яркий пример – конфликт ЕР с Мироновым. Сколько раз Миронов говорил, что он против ЕР, а как только полслова произнес, что он не совсем согласен с Путиным, на него обрушился шквал критики – как будто он вообще отрекся от отца родного... Это свидетельствует о том, что вся элита сегодня чрезвычайно чувствительна. Актуален вопрос: ты с кем? Началась фрагментация элит. Где-то она проявляется просто трещинками маленькими, а когда это восходит на самый вверх, на федеральный уровень, на людей, которые определяют политику, это уже становится серьезным. Путин и Медведев пытаются эту крепость держать – все-таки тандем! Но все чаще кажется, что он все-таки трещит».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров тоже отмечает: «Очевидны какие-то флюиды в Кремле в связи с тем, что политическая система должна выглядеть более сложной. И это, конечно, прямая угроза монополии ЕР. И все эти скандалы и конфликты, мне кажется, – нервная реакция функционеров ЕР на малейшую попытку хоть как-то покуситься на ее монополию и на главное их достояние – премьера, который не является при этом членом партии». Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, комментируя реплику Кудрина, замечает: «Я совершенно не думаю, что это связано с его отношением к Путину. Это просто раздражение, которое вызывает ЕР своей манерой поведения у истеблишмента, у прагматиков. Единороссы боятся, что их оторвут от Путина».