Борис Грызлов напомнил политическому конкуренту о партийной ориентации большинства членов Совфеда.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» подписали между собой политическое соглашение. Которое тут же получило название «пакт о ненападении». Единороссы обязались поддерживать Сергея Миронова на посту председателя Совета Федерации. Эсэры подписались под явно менее обязывающим пунктом – поддерживать стратегический курс президента и правительства. При этом Миронов сделал специальную оговорку: мол, оппозиционный статус СР сохраняется. В общем, скандал вокруг спикера СФ таким образом прекращается окончательно. Причем, уверяют некоторые источники «НГ», по прямому распоряжению Владимира Путина.
Вчера прямо с утра без какой-либо предварительной подготовки стала распространяться информация о предстоящей встрече двух спикеров. Ближе к ней стало известно, что у нее будет конкретный результат – некий политический документ, подписанный обеими сторонами переговоров. Однако в положенные 13.00 мероприятие так и не началось – секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин, который должен был участвовать во встрече, по каким-то причинам задерживался. Как выяснилось позже, он, по данным источника «НГ» в «Единой России», как раз и занимался окончательным редактированием политического соглашения между ЕР и СР. Но Борису Грызлову и Сергею Миронову все эти бумаги явно были не особенно-то и нужны. Подошедший к кабинету председателя Госдумы Володин и уже ожидавший в приемной глава фракции СР Николай Левичев так и остались в этом помещении. А спикеры в это время беседовали отдельно.
И только потом четверка перешла в представительный зал, чтобы примерно через полчаса выйти к прессе и заявить: конфликт, занявший всю вторую половину прошлой недели, наконец исчерпан. Две партии заявили о стремлении к коалиционным действиям при обсуждении общенациональных проблем. «Справедливая Россия» взяла на себя обязательство поддерживать стратегический курс президента и правительства. Что, правда, она и так до этого делала. Впрочем, на небольшое уточнение эсэрам пришлось пойти – Миронов подписался и под тем, что его партия будет голосовать за соответствующие законопроекты. Впрочем, стоит также отметить, что под стратегией в документе никоим образом не понимаются социально-экономические вопросы. В обмен на такие не слишком обязывающие обязательства «Единая Россия» сказала главное. Она «считает целесообразным нахождение С.М.Миронова на посту председателя Совета Федерации, в котором большинство членов являются представителями ЕР». Стоит отметить, что если тем самым единороссы и стремились немного, как говорится, «подколоть» Миронова, то они добились обратного эффекта. Потому что всем сразу же вспомнилась совсем недавняя история, когда после выборов в Заксобрание Санкт-Петербурга отдельные представители партии власти стали рассуждать: а получится ли у Миронова снова стать сенатором от Северной столицы. И как он для этого должен поклониться ЕР. Однако потом партия власти просто получила команду без всяких рассуждений голосовать «за».
Вот и на этот раз, сообщил «НГ» источник в Госдуме, скандал вокруг Миронова затих по распоряжению с самого верха единороссовской вертикали. Вроде как в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным в пятницу руководство ЕР попыталось обсудить вопрос о спикере СФ. Но у Путина оказались свои претензии к партийным коллегам и их традиционным кураторам из кремлевской администрации. Ведь для урегулирования все той же калининградской ситуации, с которой, как уже писала «НГ», атака на Миронова связана напрямую, ЕР и соответствующее подразделение администрации главы государства, по инерции исполняющее роль еще одного руководящего центра партии власти, использовали президентскую вертикаль не должным образом. На что Дмитрий Медведев якобы и попенял премьеру, указав, что все протестные настроения калининградцев стали результатом правительственных недоработок по тарифам, налогам, таможенным правилам и т.д. А Путин соответственно свое недовольство выместил на партийцах, под горячую руку отвергнув и их планы о продолжении антимироновской активности.
Во вчерашнем политическом соглашении между ЕР и СР есть еще два пункта. Например, о том, что межпартийные разногласия должны решаться в ходе цивилизованной дискуссии. А также о том, что партии готовы заключать пакетные соглашения при назначении руководящих органов региональных и муниципальных парламентов. Единороссы уже начали комментировать это соглашение на такой лад, что это они, мол, помогают эсэрам выжить, а кроме того, ставят преграду на пути создания настоящей оппозиционной коалиции. Может быть, это и так, но пока именно Миронов выглядит победителем. И пусть вчера ему пришлось приехать на Охотный Ряд и ставить свою подпись только после подписи Грызлова. Однако вот его поведение вчера было совсем не мирным. Скажем, думский спикер, выйдя к прессе, не очень ловко обмолвился о согласии ЕР с оппозиционным статусом СР. И тут же последовал жесткий ответ Миронова: «Право нашей партии занимать ту или иную позицию, высказывать те или иные взгляды, в том числе на социально-экономические проблемы, это право гарантировано Конституцией РФ и, конечно, не могло быть пунктом соглашения между партиями».
Также Сергей Миронов в очередной раз жестко высказался о том, что в его отношения с Путиным лезть никто не имеет права. «Мы с Владимиром Путиным дружим уже больше 15 лет», – многозначительно сказал спикер СФ. И опять дал понять, что Путин – это надпартийный человек. Причем, по словам Миронова, это не случайность, а намеренное решение. Потому что беспартийный президент и надпартийный премьер – это два главных фактора политической стабильности в России.
Между тем уже спустя пару часов после подписания джентльменского соглашения секретарь генерального совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин недвусмысленно пригрозил новому союзнику: «Если «Справедливая Россия» нарушит свои обязательства, то мы немедленно будем ставить вопрос о смене председателя Совета Федерации».