Ведомство Анатолия Сердюкова больше проиграет, чем выиграет от экономии на детях военнослужащих.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Предположительно на вторую половину марта назначен очередной ежегодный отчет правительства перед Госдумой. У законодателей будет очень много вопросов об эффективности действий кабинета министров. Например, о том, почему его нормативные акты, необходимые для исполнения тех или иных законов, принимаются медленно либо не принимаются вообще. Причем правительство «горит» даже на совершенных мелочах, которые, однако, сильно портят «социально ориентированный имидж» премьера Владимира Путина. Потому что именно такие якобы «мелочи» ярко демонстрируют настоящую, не замутненную пиаром суть политики нашей исполнительной власти.
В этом году отчет правительства перед парламентом, судя по всему, окажется двойным. Поскольку, с одной стороны, исполнительная власть доложит депутатам о своей работе в соответствии с принятой в 2009 году конституционной нормой. А с другой – ей будет необходимо выполнить положение и закона об антикризисных отчетах правительства. Таким образом, у депутатов – особенно от оппозиции – будет много возможностей поймать исполнительную власть, что называется, за руку. Тем более что, судя по всему, премьер Владимир Путин к депутатам не придет, а значит, и сам отчет не окажется крайне формализованным, как это было в апреле 2009 года. Так что у законодателей появится шанс строго спросить у исполнителя о всевозможных упущениях. Например, о последствиях принятого одновременно с бюджетом на 2010 год закона о приостановлении финансирования ряда статей некоторых так называемых социальных законов.
Правительство, ссылаясь на кризис, пробило через Госдуму закон, позволяющий сэкономить не менее 148 млрд.. руб. за счет сокращений, как говорят, по живому. Были обижены все госслужащие, которым не будут индексировать зарплату, студенты и аспиранты, которым урезали стипендии, родители школьников, которые потеряли федеральные компенсации, а также дорожная отрасль, которой резко срезали ассигнования. А под уверения о том, что оздоровительный отдых детей – это теперь компетенция региональных и местных властей, в 2010 году были отменены и компенсации за неиспользованные путевки, выдаваемые детям военнослужащих и военных пенсионеров. Причем, что интересно, правительство даже не смогло просчитать, а сколько же последняя отмена позволит сэкономить. Так что, судя по всему, затраты здесь по общегосударственному масштабу были явно копеечными.
Объясняла в Госдуме в ноябре 2009 года предстоящее урезание доходов военнослужащих замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Она долго перечисляла, какие законы действовали раньше и какие действуют теперь, закончив вроде бы убедительной фразой: «Детей разделить по тому, являются ли они детьми из семей военнослужащих или из семей невоеннослужащих, невозможно, поэтому эту норму предлагается приостановить». И добавила, что теперь ведь по знаменитому 122-му закону детским отдыхом занимаются субъекты РФ. У которых, тут же подхватилась оппозиция, понятное дело, сейчас с деньгами не очень хорошо. А вот и не угадали, тут же начала отвечать им Нестеренко, ведь есть поручение премьера уточнить закон в отношении именно военнослужащих. Но именно на этой фразе время ее выступления перед Госдумой закончилось, и дальше она говорить не захотела.
Однако вскоре на эту тему последовал вопрос от фракции ЕР. И замминистра финансов отметила, что все выплаты и компенсации военнослужащим за путевки на детей будут выдаваться и что в бюджете даже на это выделены деньги. Необходимо лишь уточнить сам закон о статусе военнослужащих. Так что, торжественно пообещала она, дети военнослужащих скоро будут в двойном «шоколаде»: на их отдых деньги пойдут и из федерального, из региональных бюджетов.
Более того, как тогда же прозвучало в выступлении зампреда бюджетного комитета ГД от КПРФ Сергея Штогрина, «оказывается, когда на заседаниях комитета и подкомитета депутаты возмущались этой нормой, Министерство обороны уже изыскивало деньги, так сказать, внутри бюджета военного ведомства». Коммунист предложил поэтому данную норму не приостанавливать, напомнив, что в нашей стране временные меры очень часто превращаются в постоянные. Напомним, что этот эмоциональный разговор состоялся в ноябре. Однако, как лично убедился заместитель главного редактора «НГ» Андрей Рискин, ранее в соответствии с законом о статусе военнослужащих имевший право на получение компенсации за детские путевки, никакие обещания до сих пор не исполнены.
У военных финансистов пока на руках есть лишь один документ – распоряжение Минобороны денег не выдавать. Видимо, руководство МО обещанных «скрытых резервов» в своем бюджете не отыскало. Не поторопилось и само правительство выполнить свое обещание – и распоряжение Путина, между прочим, – уточнить все необходимые законы. Вот так в России в очередной раз красивые слова о неустанной заботе о военнослужащих радикально разошлись с реальными делами.