Министр юстиции Александр Коновалов планирует резко повысить информационную мощь своей структуры. В ведомстве уже подготовлен проект приказа о жесткой схеме отчетности его территориальных подразделений перед Москвой. Напомним, что именно Минюст занимается партиями и общественными движениями, религиозными и некоммерческими организациями. А также контролирует с самых начальных стадий всю законотворческую деятельность федерального, регионального и муниципального уровней. Эксперты не исключают, что если Коновалову удастся отладить по-настоящему действенную систему, то у президента Дмитрия Медведева появится серьезный канал получения общественно-политической информации. Недостаток которой стал особенно ощутимым при подготовке недавнего Госсовета.
На интернет-сайте Минюста появился проект приказа этого ведомства «О повышении эффективности информирования Министерства юстиции РФ». За таким не слишком понятным названием скрывается новая схема предоставления информации с мест – от территориальных подразделений МЮ в центральный аппарат. Проект документа вывешен в сети для проведения общественной антикоррупционной экспертизы, а это значит, что он полностью готов. И, следовательно, скоро будет подписан министром юстиции Александром Коноваловым.
Заметим, что предыдущий аналогичный документ, подписанный тогдашним главой МЮ Владимиром Устиновым в декабре 2007 года, говорил о «совершенствовании организации». И действительно, отличий между этими двумя бумагами, между которыми прошло всего-то чуть больше двух лет, очень много.
Впрочем, руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов как раз и сомневается в том, что чиновники МЮ, которые работают в регионах, готовы к такой интеллектуальной деятельности. По его словам, «вряд ли бюрократы способны давать аналитическую информацию». Между тем руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев напомнил, что по закону только Минюст имеет право на сбор информации о политических партиях, общественных движениях, религиозных объединениях и некоммерческих организациях, «потому что периодически с партиями пытаются «сотрудничать» и собирать у них разнообразные данные МВД, а то и ФСБ». Он считает, что потенциал Минюста теоретически позволяет наладить регулярную подачу информации с мест на самый верх федеральной власти.
Однако главное отличие двух приказов в другом. В 2007 году у Минюста не было прямых полномочий по регистрации партий, движений и НКО. Этим занималась Росрегистрация, которая формально хотя и входила в состав министерства, но курировалась прежде всего администрацией президента Владимира Путина. Новому главе государства Дмитрию Медведеву удалось вернуть эту одну из наиболее значимых политических функций в руки самого Минюста. Именно МЮ теперь постоянно и контролирует пульс общественной жизни страны. Росрегистрации же, которая теперь стала ФГУ «Государственная регистрационная палата при МЮ РФ», оставлены отечественные и зарубежные коммерческие организации. Поэтому в новом проекте приказа глава Минюста требует от территориальных филиалов прежде всего информации о состоянии гражданского общества. Хотя, конечно, и законодательная деятельность региональных и муниципальных властей, что в основном заботило того же Устинова, в новом приказе тоже не забыта.
Так что, судя по всему, уже с середины нынешнего года региональные подразделения Минюста начнут отчитываться по новой форме. Например, они будут обязаны сообщить, сколько у них всего разнообразных общественных и религиозных объединений, филиалов партий и движений. Кого за отчетный период зарегистрировали, а кому – отказали. Наверх надо будет сообщить и причину отказа, а также и те меры, которые предпринимаются, чтобы отказов стало меньше. Нельзя будет оставлять без внимания количество и результативность проверок, которые проводятся Минюстом в отношении структур гражданского общества.
Кстати, отдельным пунктом отчета идет информация о том, были ли в ходе этих проверок выявлены факты экстремистской деятельности общественников. Борьбе с экстремизмом вообще уделяется самое серьезное внимание – территориалы должны будут сообщать в Центр, насколько в этом деле они успешно взаимодействуют с иными федеральными ведомствами – силовыми и правоохранительными.
Вадим Соловьев не исключает, что ведомство Коновалова превратится в серьезный источник общественно-политической информации для президента страны. По его словам, «определенные шаги в этом направлении явно делаются». Соловьев отметил, что Медведеву, судя по всему, недостаточно имеющихся каналов, в объективности которых он имеет право сомневаться. Чего стоит, подчеркнул собеседник «НГ», хотя бы история с Госсоветом 22 января, когда глава государства отругал оппозицию за то, что она пообещала разоблачить фальсификации на выборах, но количество судебных исков от нее оказалось очень мало. Хотя на самом деле, заметил коммунист, у партий были совсем другие цифры, а данные, предоставленные президенту его администрацией, получившей их от ЦИКа, оказались недостоверными.
«Конечно, можно понять президента в его желании иметь какие-то альтернативные источники информации, когда имеющиеся устраивают такое», – сказал Соловьев. Однако политолог Михаил Виноградов полагает, что если из МЮ и удастся когда-либо сделать что-то подобное, то это случится в весьма отдаленной перспективе. Потому что сейчас, уверен эксперт, чиновники Минюста, как и все остальные, стремятся прежде всего к формальному отчету перед руководством, а это значит, что объективной информации от них ждать не приходится.