Представители несистемной оппозиции совместно с несколькими правозащитниками не отказываются от своих планов провести несанкционированную столичными властями акцию протеста на Триумфальной площади. Между тем правительство Москвы, предупредив об ответственности за проведение незаконного мероприятия, предложила им накануне альтернативные варианты.
Напомним, один из лидеров "Другой России" Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и представитель "Левого фронта" Константин Косякин 18 января подали заявку на проведение митинга 31 января на Триумфальной площади в защиту 31 статьи Конституции.
Мэрия на вполне законных основания отказалась санкционировать этот митинг. "В Правительство Москвы поступило уведомление о намерении группы граждан провести 31 января 2010 года с 18.00 до 19.00 на Триумфальной площади митинг с количеством участников, не превышающим 500 человек. Цель мероприятия - требование "соблюдения права граждан собираться мирно на площадях и улицах наших городов в соответствии со статьей 31-й Конституции РФ", - говорится, в частности, в распространенном сообщении столичных властей.
По информации префектуры Центрального административного округа города Москвы, 31 января с 16.00 до 20.00 на Триумфальной площади проводится ранее запланированное культурно-массовое мероприятие.
"В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года номер54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" данная информация была доведена 20 января 2010 года до сведения организаторов митинга; им было предложено провести акцию на набережной Тараса Шевченко, Болотной площади или Чистопрудном бульваре у памятника А. С. Грибоедову", - отмечается в заявлении.
Оппозиционеры сочли это предложение "форменным издевательством" и отказались принимать предложение столичных властей перенести мероприятие в другом месте. По словам Людмилы Алексеевой, являющейся соорганизатором акции протеста, для оппозиционеров проводить митинг именно на Триумфальной принципиально важно.
Между тем, правительство Москвы предупреждает, что "в случае попытки провести несогласованное мероприятие его организаторы и участники понесут наказание в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации" – в частности, говорится в заявлении мэрии.
Стоит отметить, что все предыдущие акции, приуроченные к 31 числам, заканчивались, массовыми задержаниями. Участников, нарушающих закон о проведении публичных мероприятий, на вполне законных основаниях задерживали представители правоохранительных органов.
Так, 31 декабря 2009-го задержали около 60 человек, включая главу МХГ Людмилу Алексееву. 31 октября было задержано примерно 50 участников митинга, в августе - около 30 человек. Однако оппозиционеры упорно не хотят проводить свои митинги нигде, кроме Триумфальной площади.
И "несогласных", остро нуждающихся в пиаре, понять можно. Несколько десятков человек – а именно столько участвует в подобных митингах - не смогут привлечь к себе внимание СМИ с помощью санкционированных мероприятий. К примеру, на Болотной площади или на набережной Тараса Шевченко кучка "несогласных", пытающихся говорить от имени всей оппозиции, будет смотреться крайне жалко.
При этом "несогласные" не хотят соглашаться выходить и на Тургеневскую площадь. И тут все ясно: акция несистемной оппозиции, которая не закончится столкновениями с сотрудниками охраны правопорядка, также не станет серьезным информационным поводом. На что так рассчитывают представители несистемной оппозиции, обещая провести свой митинг протеста даже несмотря на угрозы представителей мэрии и сотрудников милиции.
Поддается объяснению и позиция участвующих в митинге "несогласных" правозащитников (глава МХГ Людмила Алексеева, руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев), которые вместо того, чтобы соблюдать закон, спокойно его нарушают, и даже более того – призывают последовать их примеру.
По мнению их коллег, виной всему заграничные гранты, которые им приходится отрабатывать. "Я могу допустить, что некоторые правозащитники перестали быть свободны в выборе методов и форм деятельности. Вполне вероятно, что им навязаны условия и правила поведения извне: например, в виде пресловутых грантов, иных поощрений", - отмечает руководитель правозащитной организации "Правовой Фонд" Игорь Корнилов.
"Ну нельзя защищать права противоправными методами, именно за это и осуждают работников правоохранительных органов. Это как "синдром Жеглова" у Вайнеров, т.е. "цель - оправдывает средства", - говорит правозащитник.
Кроме того, некоторые правозащитники высказывали мнение, что участие в подобных акциях является политической борьбой и дискредитирует само понятие "правозащиты".