Радий Хабиров категорически против закона о парламентском контроле.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Законопроект о парламентском контроле, который вынашивала оппозиция и который на днях решили подписать даже единороссы, похоже, не будет воплощен в жизнь. По данным «НГ», после публикации материала на эту тему на Охотном Ряду разразился скандал. От представителей партии, рассказал «НГ» источник в ГД, потребовали подписи отозвать, пригрозив карами. К чести партийцев, не все они готовы последовать совету.
Публикация в «НГ» о растущей популярности среди единороссов законопроекта «О парламентском контроле в РФ» (26.01.10) получила соответствующую реакцию в высоких инстанциях. Напомним, что, по данным «НГ», к имеющимся среди первоначальных авторов четверым членам фракции ЕР на днях планировалось присоединение еще как минимум двух.
Однако вчера подписи руководителя комиссии ГД по законодательному обеспечению противодействию коррупции Алексея Волкова под проектом так и не появилось.
Между тем еще во вторник на заседании самой комиссии один из авторов законопроекта, зампред комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков, публично благодарил Волкова за поддержку – и словом, и делом. Правда, как отметили участники этого заседания в беседе с «НГ», сам Волков такую благодарность принимать даже как бы отказывался. Уверяя, что его подпись пока не стала фактом действительности, ведь не все соавторы дали согласие на его соучастие. «Нет, нет, все в порядке, все согласились, и ваше письмо руководству Думы уже пошло», – успокоил тогда коллегу Гудков.
Вчера выяснилось, что бумага эта была остановлена буквально в самый последний момент – перед ее окончательной регистрацией в почте председателя Госдумы. Более того, по утверждению думских источников «НГ», вполне возможно, что и ранее подписавшиеся единороссы под законопроектом о парламентском контроле вынуждены будут свои автографы отозвать.
Дело в том, что из администрации президента, рассказал источник, пришло руководящее указание – с этим документом, подготовленным эсэрами и коммунистами, «Единая Россия» никаких отношений иметь не должна. Дошло до того, что это высочайшее повеление еще во вторник донес до депутатов – в том числе и до Волкова – якобы лично замруководителя управления президента РФ по внутренней политике Радий Хабиров. И, уверили «НГ» источники в партийном аппарате, продолжает доносить до сих пор. Причем вроде бы с депутатами разговор происходит очень серьезный – речь идет об их перспективах работать в законодательной власти и дальше. Мягкому прессингу подвергаются и эсэры – некоторые из подписантов от этой фракции уже услышали от влиятельных чиновников вопрос – насколько они этой своей подписью дорожат?
Напомним, что под вызвавшим такую активность администрации президента законом подписались следующие единороссы: члены комитета по безопасности Валентин Чернявский и Виктор Войтенко, член комитета по социальной политике Анатолий Иванов и зампред комитета по информполитике Борис Резник. Последний заявил «НГ», что никакого воздействия на него не оказывается. Кроме того, уверен он, «у меня есть право подписываться под теми законопроектами, которые я считаю правильными». Резник, кстати, напомнил, что он нередко шел поперек партийной дисциплины – например, голосовал против создания Следственного комитета или предложения закрывать газеты за как бы клевету, не подтвержденную никаким судебным решением.
Депутат Анатолий Иванов тоже уверил «НГ», что ему никто никаких указаний отказаться от подписи не давал. Заметив при этом, что даже если таковые и последуют, то он со своей стороны следовать им не станет. Потому что, по словам Иванова, «на меня такие указания распространяться не будут». И объяснил, почему: «Я уже много раз вносил законопроекты, по поводу которых мне говорили, что этого делать не следует. Но я их вносил, потому что считал их важными». Иванов заметил, что он вообще ведет себя как относительно независимый человек, пользуясь для определения того, что такое хорошо, а что такое плохо, большим депутатским, да и просто жизненным опытом.
Между тем источник «НГ» во фракции «Справедливой России» сообщил, что указания против закона о парламентском контроле выглядят очень странно. Ведь ряд ключевых деятелей администрации президента концептуально против него не возражали. Дело, возможно, в том, что лидер СР Сергей Миронов в своем выступлении на Госсовете публично объявил о стремлении своей партии добиться принятия такого закона.
Между прочим данный текст был благополучно завизирован кремлевскими структурами без каких-либо возражений. Напомним, что заведенное еще при Владимире Путине правило доводить до президента загодя основные тезисы выступлений его будущих гостей Дмитрий Медведев, судя по всему, оставил без изменения. Поэтому доклады всех партийных лидеров накануне Госсовета от 22 января в Кремль, как это и полагается, были отправлены. Так вот, в окружении Миронова теряются в догадках – то ли Хабиров изменил свое мнение по поводу парламентского контроля, хотя еще незадолго до Госсовета он отзывался об этой идее резко отрицательно. То ли – в лихорадочной суете, предшествующей всякому важному мероприятию, просто это дело пропустил.
Николаю Петрову, члену научного совета Московского центра Карнеги, кажется естественным, что «в элите каждый тянет канат на себя»: «Каждый депутат и парламент в целом заинтересованы в том, чтобы максимально себя капитализовать. Это означает, что напрямую возможности и благосостояние депутатов зависят от того, насколько они могут или не могут чего-то требовать и получать от правительства, влиять на него и т.д. Это нормальный демократический механизм. Мы ведь понимаем, что депутаты – это не идеалисты, которые выступают с каких-то чистых, принципиальных позиций. Каждый хочет увеличить свой кусочек. Другое дело, что Центр бдительно следит, чтобы никакого растаскивания полномочий не происходило. Конечно, нам всем как рядовым гражданам было бы лучше, если бы эта инициатива прошла и если бы парламент получил какие-то дополнительные рычаги влияния на правительство».
Нынешняя ситуация, считает собеседник «НГ», ненормальна и для правительства, которое «близоруко заинтересовано в том, чтобы никто не лез в его дела, чтобы за все законопроекты голосовали автоматически»: «Но по большому счету правительство должно быть заинтересовано в системе обсуждения его решений».
Попытку единороссов проголосовать за проект о парламентском контроле Петров рассматривает как признак отсутствия единства во власти: «Каждая ее часть старается заполучить дополнительные полномочия, особенно в те минуты, когда Владимир Владимирович отворачивается...»
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет провал парламента побороться с правительством слабостью Думы. Однако, напоминает эксперт, «у наших депутатов есть амбиции, есть какое-то понимание проблем»: «И как только появляются малейшие возможности, эти амбиции начинают проявляться. В нашем случае речь идет о заявлениях президента Дмитрия Медведева о возможности управляемых, аккуратных, осторожных политических изменений. Глава государства заговорил о том, что политическая сфера тоже должна быть подвергнута модернизации».
Времена меняются, отмечает Макаркин: «Парламент хочет расширить свои полномочия, но сегодняшние ограничители сохраняют свою актуальность. Поэтому депутаты будут действовать крайне осторожно. Но я не думаю, что это их последнее слово. Если они почувствуют, что сохраняются какие-то возможности для создания механизмов контроля за действиями правительства, они будут снова и снова пытаться их использовать».