Простые истины необходимы – без них временами трудно понять происходящее. После прошлогодних выборов в региональные законодательные собрания 11 октября многие представители политического истеблишмента и оппозиции ждали кардинальных изменений в политической системе и в курсе Кремля. Ожидания в первую очередь сфокусировались на «политическом» Госсовете, прошедшем на минувшей неделе. И ожидания оправдались.
Изменения, безусловно, будут: «Правильно – меняться», – как подчеркнул по итогам Госсовета премьер и лидер «Единой России» Владимир Путин. Но эти изменения – Медведев и Путин оказались едины в понимании этого – связаны со стабильным развитием национальных демократических институтов, а не с их сломом. «Здоровая степень консерватизма», важная, по мнению Путина, для любой политической системы – это холодный душ для «новых хунвейбинов» отечественного розлива. Вообще на заседании Госсовета деятели правящего тандема напомнили оппозиции несколько тех самых простых истин, которые почему-то стали забываться.
Вот, например, тезис Владимира Путина: «Голосует народ за партию – значит, она народная». Просто и очевидно. Если коммунисты получают на муниципальных выборах 2% голосов избирателей, а «Справедливая Россия» и ЛДПР по 1%, то о чем это свидетельствует? Как минимум о том, что они плохо работают с избирателями. Как максимум о том, что их идеи избирателям не очень близки.
Действительно ли «Единая Россия» отражает по преимуществу интересы крупного капитала, как заявил на заседании Госсовета лидер «Яблока» Сергей Митрохин? Партии крупного капитала в период кризиса не поддерживают население, а сокращают социальные расходы и снижают налоги. Напоминание Путиным очередной простой истины показало всем, что в основе распространенной точки зрения на социальную базу правящей партии не содержательные доводы, а агрессивная пустота.
Или жесткая констатация Дмитрия Медведева: итоги осенних региональных выборов «отражают реальное соотношение политических сил». Слишком просто? Отнюдь. Обвинения «Единой России» и власти в массовых фальсификациях закончились скандалом – но скандалом именно для оппозиции. Если массовые фальсификации действительно были, но власть и система избиркомов были заинтересованы в их сокрытии, оппозиция могла завалить суды исками – по каждому спорному участку. Если бы суды не рассматривали эти иски, судебную систему можно было бы обвинить в предвзятости – и идти до конца, до Верховного суда, до Страсбурга и даже до массовых акций. Времени для сбора и систематизации фактов было немало. Но гора родила мышь: 48 исков на всю страну. Речь идет о возможном искажении позиции доли процента (!) избирателей. Такие масштабы не имеют не только политического, но даже статистического значения. Неудивительно, что президент дал оппозиции ясный и жесткий совет: «Воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы». Точка в этой истории поставлена.
Однако «заморозить Россию» на 10–12 лет, к чему призывают с другого фланга, не удастся. Изменения в политической системе, консервативные по характеру, действительно будут происходить. И они тоже описываются простыми истинами. Например, расширение участия партий в политическом процессе («демократия участия») теперь произойдет и на региональном уровне – соответствующий законопроект, предложенный Дмитрием Медведевым, уже принят Думой. «Тупое администрирование» должно постепенно уступить место содержательному диалогу, политическим методам взаимодействия региональных властей с партиями. В этом контексте вопрос президента о том, в достаточной ли степени две фракции Московской городской Думы отражают предпочтения избирателей, думаю, не случаен. Голоса избирателей уже вскоре будут одинаковы по весу в разных региональных законодательных собраниях – и в той же Москве число депутатов значительно возрастет, а в значительной части небольших по количеству населения регионах уменьшится.
В докладе рабочей группы Госсовета изменения в политической системе, направленные на развитие национальных демократических институтов, демонстрировались как последовательный курс, заданный еще в 2001 году Федеральным законом «О политических партиях» и детально развитый в двух последних Посланиях президента Медведева Федеральному собранию. Впрочем, весь ход подготовки к Госсовету и дискуссия на нем самом убедительно показали: преемственность в политике власти была и остается очевидной доминантой. Демократия сложилась, теперь ее нужно развивать. Простая истина.