На этой неделе Александр Хлопонин получит в руки двойные полномочия – полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и одновременно – вице-премьера правительства. Однако точного описания этих полномочий пока не удалось услышать ни от одного из руководителей страны. Между тем эксперты уверены, что успешность деятельности Хлопонина как раз будет зависеть от конкретного содержания его, по словам президента, «уникальной позиции».
Вхождение экс-губернатора Красноярского края Александра Хлопонина в новую должность происходит стремительно. Вечером 19 января вышел указ президента Дмитрия Медведева о его назначении. 20 января руководитель администрации главы государства Сергей Нарышкин уже представил нового руководителя главам субъектов РФ, вошедших в новый округ.
К этому моменту поправки в законы, необходимые для того, чтобы Хлопонин мог нормально работать, уже были внесены. 22 января Госдума одобрила их в целом и единогласно. А 23 января лидеры северокавказских регионов снова собрались в Пятигорске. Но на этот раз во главе стола сидел председатель правительства Владимир Путин – еще один начальник Хлопонина по линии исполнительной власти. Премьер провел совещание по развитию СКФО. Однако и он вслед за президентом, главой кремлевской администрации и официальным представителем Медведева в Думе тоже не прояснил полностью, какой конкретно круг полномочий будет у Хлопонина.
Путин перечислил проблемы, с которыми надо бороться уже мирными способами. Ничего нового он не выявил, обозначив традиционный круг – коррупция и клановость, бедность и безработица. Назначение Хлопонина, уверен премьер, может существенно повысить «эффективность и результативность государственной политики в регионе». Путин тоже подчеркнул его двойные полномочия, впрочем, ничего не сказав об их уникальности.
Напомним, что Медведев, объясняя смысл указов о создании СКФО и о должности Хлопонина, упомянул «уникальную позицию»: «В ваших руках будут и полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнительно-распорядительной деятельностью правительства России, а с другой стороны, полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали. То есть полномочия, которые традиционно принадлежат представителю президента в федеральном округе по кадрам, по работе с силовыми и правоохранительными структурами и по всем другим вопросам, которые отнесены к ведению полномочного представителя». Путин в субботу, хотя и пообещал говорить о «производственной стороне» вопроса, тоже ничего конкретного не сказал.
Например, говоря о задачах нового зама, он обмолвился, что Хлопонин «подберет небольшой, но эффективно функционирующий аппарат». Однако для координации действия федеральных ведомств в округах действуют аппараты полпредов, исполнительно-распорядительными функциями не обладающие. А какие вице-премьерские полномочия будут у Хлопонина, Путин не уточнил. Он раздал команды прийти на Кавказ министерствам, структурным и естественным монополиям и госбанкам, но не сказал, как они станут взаимодействовать с Хлопониным. Наоборот, он все время говорил об их сотрудничестве именно с главами северокавказских регионов.
К новому полпреду премьер вернулся только тогда, когда пообещал, что Хлопонин сможет подавать представления на плохо работающих федеральных чиновников из территориальных подразделений. Это полномочие, впрочем, есть и у других полпредов. Интересно, что министр регионального развития Виктор Басаргин в своем докладе на Хлопонина даже ни разу не кивнул. Зато он открыто упомянул о такой проблеме, как «вовлечение в решения хозяйственных вопросов сил МВД и ФСБ России под прикрытием борьбы с экстремизмом». Басаргин призвал усилить за этими ведомствами контроль, чтобы прекратить такую сложившуюся на Северном Кавказе практику – дескать, «тот, кто сумеет доказать право на поддержку структур силового блока, и будет продвигать экономический проект». В целом же глава Минрегионразвития нарисовал перед Путиным такую картину, из которой следовало, что правительство и без новых назначенцев работает на Северном Кавказе денно и нощно.
Любопытно, что и официальный представитель президента в Думе Гарри Минх на депутатские вопросы о полномочиях Хлопонина отвечал очень резко. 22 января нижняя палата одобрила в целом поправки к законам, разрешившие экс-губернатору совместить два поста. Фракции поддержали президента, но оппозиция все-таки спросила: чем конкретно будет заниматься Хлопонин? «Читайте Указ «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года», – отвечал Минх. И добавил: «И, конечно, федеральный конституционный закон о правительстве».
Координатор фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский, почти 20 лет избирающийся депутатом от Дагестана, сказал «НГ», что вот в этом-то и проблема – ведь ни в том, ни в другом нормативном акте конкретно о Хлопонине ничего не написано: «Полпреды президента представителями исполнительной власти не являются, например, они не имеют права распоряжаться финансами регионов, а вице-премьеру для этого нужно дать соответствующие внутриправительственные полномочия».
Решульский сомневается в том, что Хлопонину передадут кураторство над Минфином, Минэкономики или Минрегионразвитием: «А ведь, по сути, для того чтобы северокавказские дела решались на месте – оперативно и эффективно, Хлопонину нужно было бы создать в Пятигорске своего рода мини-филиал правительства». Иначе, уверен депутат, сохранится практика чуть ли не постоянного пребывания руководства субъектов РФ из СКФО в различных московских кабинетах.
Между тем кандидатуру Хлопонина нельзя считать «тандемной». Экс-губернатор Красноярского края в большей степени является кандидатом Дмитрия Медведева, нежели премьера Владимира Путина, сообщил «НГ» источник, близкий к Кремлю. Глава президентской администрации Сергей Нарышкин в середине недели рассказал, что на новую должность рассматривалось до десятка кандидатов. И, судя по всему, чтобы уравновесить пожелания первых лиц страны, пришлось пойти на взаимные уступки. Скажем, президент неделю назад подписал указ, делегирующий право представлять ему на утверждение главу Следственного комитета МВД не профильному министру, а председателю правительства. Таким образом, уверяет источник, произошел обмен: Медведев назначает своего кандидата на должность представителя на Кавказе, снабжая его при этом функциями вице-премьера. Путин же фактически берет себе часть президентских полномочий, играя главную роль в назначении ключевого чиновника в ведущем силовом ведомстве страны.
Введение новой должности в Белом доме, как известно, потребовало корректировки федерального законодательства. Для этого Медведев в прошлую субботу позвал к себе лидеров парламентских партий. Формально – чтобы обсудить подробности предстоявшего 22 января Госсовета. Как писала «НГ», встреча не готовилась заранее. К тому же глава государства на этот раз сменил и формат общения. Он впервые пообщался с каждым из партийных лидеров в отдельности до того, как беседа началась в присутствии камер. Партийные боссы обещали поддержать президентскую инициативу по Хлопонину. Но тоже решили получить взамен что-то существенное. Как стало известно «НГ», оппозиция дала согласие одобрить правку законов в том случае, если на Госсовете помимо прочего будут обсуждаться вопросы муниципальной и судебно-правовой реформы. Глава государства пообещал, что будут затронуты и эти темы, рассказал «НГ» другой источник, близкий к администрации президента. В итоге срочно пришлось переверстывать повестку дня Госсовета, чтобы осветить и названные партийными деятелями темы.
Впрочем, на совещании в Пятигорске Владимир Путин четко дал понять: не важно, чья Хлопонин кандидатура, ведь всю работу на Северном Кавказе курирует премьер. А на вопрос корреспондента «НГ» о том, как чувствует себя в новой роли северокавказский полпред, Хлопонин показательно ответил лаконично: «Пока никак».