Вчера президент Дмитрий Медведев провел очередное, восьмое по счету заседание своей комиссии по модернизации. Собирает он модернизаторов каждый раз не в Кремле, а на тех площадках, где наблюдаются наибольшие успехи в продвижении инновационных идей. Эксперты «НГ», однако, отмечают отсутствие в процессе необходимой динамики.
Первое заседание в мае прошлого года символически произошло в Лаборатории Касперского. Интернет-вектор отечественной экономики менялся несколько раз. В сентябре – на вопросы фармакологии и ядерных технологий. В декабре – на поведение госкорпораций, не желающих вкладывать деньги в инновации. Вчера президенту демонстрировали достижения модернизации на примере Новолипецкого металлургического комбината.
Кульминацией визита стала экскурсия президента на комбинат. Там Медведеву показали доменную печь № 6. И посвятили в подробности относительно ее уникальности. Еще более уникальной оказалось печь под № 7. Процесс выплавки чугуна на ней будет максимально автоматизирован. Глава государства был потрясен размахом липецких инноваторов. Особенно приятно стало президенту, когда ему сообщили о преимуществах в этом плане российских мастеров перед европейскими. Кратко, но емко пообщавшись с металлургами, глава государства осмотрел информационные стенды, разобраться в которых ему помог председатель совета директоров Новолипецкого металлургического завода Владимир Лисин. Напоследок Медведев заглянул в листопрокатный цех.
Стало понятно, почему Липецк удостоился высокой чести принять на своей земле членов президентской комиссии по модернизации. Область, как сообщили «НГ» в ее администрации – почему-то на условиях анонимности, – «находится в основном на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга по всем социально-экономическим показателям». «Здесь один из самых низких показателей безработицы в стране», – добавил источник.
Первый заместитель главы администрации Липецкой области Юрий Божко тоже сделал предположение насчет президентского выбора: «Скорее всего потому, что здесь наиболее успешно реализуется проект развития особой экономической зоны, где самое современное производство с самыми современными технологиями. Плюс потому, что в Липецкой области много проведено модернизаций, в том числе и на Новолипецком металлургическом комбинате, который за последние 30 лет единственный в РФ и на территории СНГ строит новую доменную печь, с современными технологиями».
Корреспондент «НГ», у которого сложилось прочное представление о самодостаточности региона, поинтересовался: какое отношение к успехам Липецкой области имеет комиссия по модернизации? «Эта комиссия государственная, и поэтому мне трудно объяснять, зачем и почему она создана, потому что это комиссия в масштабах РФ», – уклончиво пояснил собеседник «НГ».
Между тем замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко нисколько не сомневается в необходимости комиссии для страны. Корреспондент спросил у представителя президентского мозгового центра – Института современного развития: известно ли ему хоть об одной программе комиссии, которую члены ее собираются претворить в жизнь не в 2020 или в 2030 году, а уже к концу нынешнего, чтобы можно было проверить результативность деятельности как отдельных членов комиссии, так и этого института в целом? «Не могу сказать, что я в этом сильно компетентен. Не знаю я, есть такие программы или нет. Боюсь, что комментировать мне особо нечего», – грустно ответил «НГ» собеседник. После чего попробовал вступиться за комиссионеров: «Почему у нас должна быть программа на 2010 год? Модернизация провозглашена президентом в Послании – это долгосрочный процесс. Приоритеты намечены. Президентская комиссия рассматривает конкретные проекты, инвестиционные, организационные. Видимо, из этих проектов и будут складываться программы».
Главный научный сотрудник Института Европы РАН Дмитрий Фурман для начала попробовал разобраться – а что, собственно, имеют в виду власти, употребляя термин «модернизация»: «Мы можем создать комиссию по любому непонятному слову. Давайте заменим модернизацию на «кукуризацию». Слово призвано как раз запутать дело – и для себя, и для других. Вроде бы куда-то мы идем, а куда – непонятно. Можно сказать: каждой школе по компьютеру – это модернизация? Ограничение потребления спиртных напитков тоже можно пристегнуть к модернизации. Это слово употребляется для размывания смыслов...»
Президент, подчеркивает эксперт, «абсолютно искренен – никаких в этом сомнений нет». «Но что значит – осовременить страну? Чем она у нас несовременна? Тем, что у нас этого президента никто по-настоящему не выбирает. И если он изменить систему не хочет или не может, то он пудрит и себе и другим мозги словом «модернизация», в котором расплывается все. Это как бы и движение к западной демократии, но вроде бы и нет...» – полагает Дмитрий Фурман.