Чтобы наказать Советский Союз и другие коммунистические страны за их политику «железного занавеса», запрещающую эмиграцию и свободное передвижение людей, сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник провели в 1974 году через Конгресс США соответствующую поправку к торговому законодательству. В то время это было вполне адекватное решение, но хотя «империя зла» уже не существует с 1991 года, к сожалению, для одной из ее бывших частей – Российской Федерации, – не имеющей никаких ограничений на выезд из страны, эта дискриминационная поправка продолжает действовать. Строго говоря, она теперь практически бесполезна, так как президент США имеет право отменять ее применение на год после унизительной для России проверки ее «хорошего поведения», что он регулярно и делает. Однако тем не менее эта поправка продолжает служить постоянным раздражителем в американо-российских отношениях и потому должна быть отменена как можно скорее. Это легче сказать, чем сделать, так как прежние администрации Клинтона и Буша уже пытались, но не смогли преодолеть сопротивление Конгресса, который имеет на это право, но по разным причинам не желает ее отменить.
Как бы смехотворно это ни звучало, но одна из главных причин, которую выдвигает Конгресс в оправдание своей жесткой позиции, – это невинные американские курочки, или, как их называют в России, «ножки Буша». Я имею в виду, конечно, не этих маленьких симпатичных кудахталок, а тех, кто представляет интересы их производителей, знаменитое «куриное» лобби, или, как его еще называют, «Большая Курица». Это лобби старается продать как можно больше курятины, и горе тому, кто попытается этому помешать. Понятно, что в международной торговле часто возникают проблемы между экспортерами и импортерами, которые должны разрешаться на чисто коммерческой основе. Однако «Большая Курица» оказалась в состоянии вмешаться в большую политику и убедить Конгресс заблокировать процесс отмены поправки Джексона–Вэника для России, пока та не согласится закупать огромные объемы «ножек Буша».
Бывший госсекретарь США генерал Колин Пауэлл однажды заметил, что главная причина напряженности в отношениях с Россией это не переговоры о разоружении, а куриный экспорт. «Меня меньше волнуют полеты ракет, чем полеты курятины» – вот дословный перевод слов Пауэлла.
Еще один, не менее известный человек, вовлеченный в эту проблему, не кто иной, как сам вице-президент Джо Байден. До избрания на эту должность Байден был сенатором от штата Делавэр, где, как известно, много куриных фабрик, и откровенно высказывался о прямой связи между отменой поправки Джексона–Вэника и закупками Россией американской курятины. А вы говорите демократия, свобода передвижения, перезагрузка┘
Кстати, насчет демократии. Тот же Конгресс отменил упомянутую поправку для Китая, так как там, видимо, с демократией получше. Но не исключено, что «Большая Курица» или там «Большая Детская Игрушка» с ними как-то договорились.
Сейчас начинается новый раунд куриной войны, так как Россия ввела с 1 января ограничения на ввоз курятины, обработанной хлором, и вот уже сам министр сельского хозяйства США летит в Москву, чтобы убедить ее отменить это неразумное решение, прозрачно намекая при этом на ухудшение межгосударственных отношений в случае отказа. Тут и Владимир Владимирович, в свою очередь, грозно отреагировал, что у России есть на примете и другие поставщики. Короче, все пошло по кругу, и отмены Джексона–Вэника не будет, если только Россия не попробует сыграть с «Большой Курицей» в покер.
Непонятно, почему Россия до сих пор не перехватила инициативу и не использовала ту же «Большую Курицу» в своих целях. Почему бы не сказать словами Ильфа и Петрова: «Утром отмена поправки Джексона–Вэника – вечером переговоры о курятине»?
Дальше нужно будет ждать, кто моргнет первым, но, учитывая послужной список «Большой Курицы», добиться отмены поправки ей не составит большого труда.
Взять, например, недавний случай, когда главный государственный инспектор продуктов питания и лекарств FDA (Food and Drug Administration) издал грозный указ о запрете использования определенных антибиотиков на куриных фабриках, так как это ведет к уменьшению их эффективности при лечении людей. Все многочисленные медицинские и здравоохранительные ассоциации и организации охватило безудержное ликование, так как они добивались этого запрета много лет. Однако ликование длилось только до тех пор, пока в дело не вмешалась наша хорошая знакомая «Большая Курица», после чего этот указ был быстро отменен с невразумительной формулировкой.
Смешно сравнивать такое лоббирование FDA с отменой отжившей свой век и абсолютно бесполезной поправкой. Учитывая, что речь идет о контрактах на сумму около миллиарда долларов, куриные фабрики без проблем отстегнут необходимую сумму лоббистам, и все будет решено в короткое время. Разумеется, останутся вопросы безопасности продуктов для здоровья людей, но это уже другая история.