Александр Хлопонин призван решить самую большую внутриполитическую проблему страны.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера президент Дмитрий Медведев заявил о создании нового Северо-Кавказского федерального округа. Губернатора Красноярского края Александра Хлопонина глава государства назначил вице-премьером РФ – полпредом президента в СКФО. Эксперты «НГ» обращают внимание на решительность намерений президента, отмечая тяжесть проблем, с которыми неминуемо столкнется его назначенец.
В своем Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев назвал ситуацию на Северном Кавказе «самой большой внутриполитической проблемой» страны. Тогда же, напомним, он предложил «разработать и ввести отдельные четкие критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа». И поручил в срок до 1 января 2010 года утвердить систему этих критериев. «Должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе», – сообщил Медведев. Глава государства, правда, не уточнил тогда формальную должность будущего назначенца, но, добавил он, ответственный за Кавказ чиновник «должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на данном направлении».
Вчера такой человек появился. Александр Хлопонин встанет во главе региона, который выделен из Южного федерального округа. В новое образование вошли: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия–Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске. «Таким образом, возникнет уникальная позиция, когда одно лицо является и заместителем председателя правительства России, и полномочным представителем президента», – отметил Медведев. И перечислил полномочия нового чиновника: «В ваших руках будут полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнением обязанностей вице-председателя правительства России, а с другой стороны, полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали, то есть те полномочия, которые традиционно принадлежат представителю президента в федеральном округе, – по кадрам, по работе с силовыми и правоохранительными структурами и по всем тем другим вопросам, которые находятся в ведении полномочного представителя».
В силу специальных ограничений, предусмотренных законом о правительстве, вторая часть этого указа вступит в силу с момента изменения федерального закона о правительстве, поэтому дополнительные полномочия полпреда у Хлопонина возникнут именно с этого момента. Президент надеется, что необходимые изменения будут внесены в законодательство быстро.
Экспертное сообщество с осторожностью отнеслось к назначению. Некоторые собеседники «НГ» выражают озабоченность в связи с тяжестью новых проблем, которые лягут на плечи Хлопонина.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин видит в случившемся важную тенденцию: «У нас есть стереотип, что надо назначать на Кавказ силовика в погонах, который наведет порядок, – генерал-губернатора.
Однако генерал-губернатор плохо разбирается в финансовых потоках, а в регион нужны инвестиции. Нужно, чтобы кто-то контролировал этот процесс, управлял им. Причем нужен человек, который был бы достаточно самостоятельным, с опытом финансово-экономической деятельности, чтобы он не был коррумпирован. С другой стороны, ему будет очень сложно, потому что в каждой республике своя специфика, там очень серьезные клановые интересы. Насколько он сможет решить эти вопросы? Это будет зависеть от того, какая ему будет оказана поддержка федеральным Центром, какими будут полномочия и качество его команды».
В обоснованности решения Дмитрия Медведева сомневается член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «С одной стороны, очевидно, что есть проблемы с Северным Кавказом и что полпред Владимир Устинов – не тот человек, который в состоянии их решать». С другой стороны, напоминает эксперт, Красноярский край рассматривается как благополучная модель: «Оттуда недавно пару чиновников взяли на федеральный уровень». У Хлопонина, подчеркивает Петров, хорошие связи, и, по-видимому, сейчас ставка делается на хозяйственное развитие южного региона. Предполагается, что Хлопонин, как человек, у которого сейчас прилично реализуется проект частного государственного партнерства, который имеет бизнес-связи с «Интерросом», с Прохоровым и т.д., сможет эти проблемы решить».
Однако, замечает Петров, происходящее напоминает ему очередную демонстрацию старой кадровой политики: «Если человек справился на одном месте, его легко перебрасывать на другое. А Кавказ, по-моему, это как раз случай, когда есть местная специфика, которая очень сильно отличает этот регион от любого другого. Поэтому сам факт того, что Хлопонин – эффективный менеджер на уровне Красноярского края, а ранее – Таймыра и «Норильского никеля», абсолютно не означает того, что ему удастся справляться с этими очень сложными этническими проблемами».
1,5–2 года назад, вспоминает эксперт, собрали глав Южного федерального округа и представителей бизнеса и сказали, что каждая крупная компания должна что-то свое там построить: «И каждая компания, выгодно ей или нет, там строит, и проблема решается. Это некое шефство со стороны бизнеса – и легкий путь для власти. Я не вижу смысла в таком варианте».
Северный Кавказ так и не покорился полпреду ЮФО Владимиру Устинову. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко уверен, что данная президентская новация выглядит скорее жестом отчаяния, нежели результатом продуманных действий по нормализации ситуации в этом регионе. «Делается расчет на то, что у Хлопонина нет никаких связей на Северном Кавказе, нет опыта работы в силовом варианте, – рассуждает эксперт. – Образно выражаясь, новая метла в лице экс-губернатора, ныне полпреда в статусе вице-премьера, пометет так, что все поймут, что теперь надо себя вести по-другому». Кроме того, как считает политолог, выделение особого, восьмого округа СКФО из ныне действующего Южного – «это принцип образования округа по этническому принципу». «Получается некий кавказский, если хотите, Татарстан, или, еще жестче – исламостан, мусульманостан или как угодно в этом смысле», – категоричен Малашенко.
И действительно, в Южном федеральном округе из 13 былых региональных образований осталось 6 – Адыгейская Республика, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. По мнению эксперта, это самые сильные и мощные субъекты Южного округа в его теперь уже бывшей конфигурации, которые экономически на 10 порядков выше Кавказа. Что касается особого статуса полпреда нового федерального округа, то, как выразился представитель Московского центра Карнеги, «для Хлопонина это хорошо, а для Кавказа – все равно»: «Это всего лишь свидетельствует о том, какое внимание сегодня уделяется Северному Кавказу».
Достаточно странным показалось вчерашнее назначение Медведева и директору Международного института политической экспертизы Евгению Минченко: «Хлопонин как губернатор проявил себя достаточно сильным экономистом, но я не очень понимаю, что он там будет делать». Впрочем, политолог уверен, ключевой задачей Хлопонина на должности полпреда СКФО будет не силовое умиротворение, а экономическое развитие Северного Кавказа.
«В статусе вице-премьера он сможет решать какие-то вопросы, не терпящие отлагательства», – предполагает Минченко и видит в этом укрепление тандема, соединение премьерской и президентской вертикали. Правда, по мнению эксперта, придание одному-единственному округу вице-премьерского статуса свидетельствует об ослаблении влияния на высшем уровне группы Сечина. Политолог считает, что на Кавказе с приходом именно экономиста, а не генерал-губернатора, решается задача, точнее – делается попытка, убрать питательную почву для терроризма в этом регионе. А питательная почва здесь – это бедность, безработица и т.д.
Из биографии Александра Хлопонина
Александр Геннадьевич Хлопонин родился 6 марта 1965 года в городе Коломбо (Цейлон) в семье переводчика советского торгового представительства. В 1989 году окончил факультет международной экономики Московского финансового института, где учился в одной группе с Михаилом Прохоровым (глава Группы ОНЭКСИМ). С 1992 по 1996 год занимал должности первого заместителя председателя правления, председателя правления, президента банка «Международная финансовая компания» (МФК). В 1996–2001 годах являлся членом совета директоров, генеральным директором, председателем правления ОАО «Норильский никель». В 2001 году в 36 лет был избран главой Таймырского автономного округа. В 2002 году избран на пост главы администрации Красноярского края. В 2007 году утвержден в этой должности депутатами краевого Законодательного собрания по представлению президента Владимира Путина. Кандидат экономических наук. Член высшего совета «Единой России».