0
896
Газета Политика Интернет-версия

19.01.2010 00:00:00

Магия антитеррористических инициатив

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Георгиевич Мухин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: чечня, дагестан, ингушетия, терроризм, антитеррор


Количество преступлений террористического характера на юге России в 2009-м по сравнению с прошедшим годом увеличилось в полтора раза. Такую тревожную картину обрисовал на днях в Ростове-на-Дону на расширенном совещании по итогам оперативно-служебной деятельности Главного управления МВД по Южному федеральному округу (ЮФО) заместитель министра внутренних дел РФ Аркадий Еделев.

О том, что в ЮФО обстановка в прошлом году оставалась крайне напряженной и активизировались вылазки боевиков, силовые структуры, в первую очередь представители Национального антитеррористического комитета, ФСБ и прокуратуры, говорили в минувшем декабре, подводя итоги года, не один раз. Однако именно Еделев, и уже в этом году, впервые привел конкретные цифры. И они, к сожалению, наталкивают на пессимистические выводы.

Как следует из выступления генерала, несмотря на отмену режима контртеррористической операции (КТО) и некоторые радужные оценки положения дел в Чечне, наиболее криминальной остается обстановка именно в этой республике. В Чечне зарегистрировано почти 80% преступлений террористического характера, имевших место в ЮФО в прошлом году. Как делают выводы эксперты правозащитного центра «Мемориал», «Чечня по-прежнему остается территорией массового нарушения прав человека, включая право на жизнь. После снятия КТО здесь резко возросло число похищений, убийств и терактов, в том числе и с использованием смертников». Подобные тенденции наблюдаются в Дагестане и Ингушетии, где еще 10 лет назад в отличие от Чечни была более или менее мирная обстановка. Но теперь эти республики именуются «самыми горячими точками» страны. Примечательно, что и правозащитники, и представители силовых структур ситуацию в этих горячих точках Северного Кавказа оценивают совершенно одинаково.

Хотя причины такой ситуации они видят по-разному. «Мемориал» связывает ухудшение обстановки с социально-правовыми и экономическими проблемами региона, силовики – с воздействием извне. Так, выступая на прошлой неделе во Владикавказе, Аркадий Еделев прямо заявил, что активность боевиков на юге страны во многом обусловлена вмешательством международного терроризма. «На военных базах в Грузии под руководством иностранных инструкторов готовятся террористические группы для осуществления терактов на территории РФ». Генерал отмечает, что в качестве регионов для дестабилизации обстановки на Северном Кавказе и в целом на юге России рассматриваются Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

Заметим, что за последние 10–15 лет российские руководители различных рангов не раз заявляли об угрозах международного терроризма, исходящих из Грузии и других стран. И, в частности, говорилось о боевиках, сосредоточенных на базах в Панкисском ущелье, которое расположено неподалеку от Чечни. Заявлялось даже о возможности нанесения Россией превентивных ударов по этим базам. Но ни этих ударов (эффективность которых, надо полагать, весьма спорна), ни, что более важно, конкретных фактов борьбы с врагами России за рубежом пока не наблюдается.

Не видно и целенаправленной продуктивной работы по решению социально-правовых и экономических проблем регионов Северного Кавказа. Российское руководство не раз декларировало необходимость активизации там, к примеру, борьбы с безработицей. Но ее масштабы по-прежнему велики и составляют от 40 до 80% от численности трудоспособного населения. И именно этот фактор служит, по мнению властей, одной из главных причин оттока молодых людей в НВФ.

Впрочем, как считает сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов, только безработица и фактор финансирования со стороны «лесных братьев» здесь сильно преувеличены. Причинно-следственные связи ухода молодежи к боевикам эксперт связывает с коррупцией и произволом властей (бессудные расправы и т.д.), социальной несправедливостью, радикальной пропагандой, родственными связями некоторых молодых людей с «непримиримыми», неадекватными методами «профилактики» со стороны правоохранительных органов. То есть причин здесь много, и они далеко не «однобоко террористические», как представляется федеральной власти. Значит, кроме чисто военных способов должны быть и другие меры борьбы с боевиками – организационно-идеологические, управленческие и экономические, социальные, пропагандистские и т.п.

Между тем руководством страны в начале этого года поставлена задача именно «искать и уничтожать бандподполье по всей поляне». Искать и уничтожать непримиримых боевиков, конечно, надо. Но, думается, только зачистки полян с боевиками вряд ли улучшат ситуацию на юге страны. Здесь нужны комплексные меры, которые пока, увы, не просматриваются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1769
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1108
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости