Лидеры ведущих политических партий очень стараются идти в ногу с президентом.
Фото Reuters/РИА Новости
В прошедшую субботу президент Дмитрий Медведев отрепетировал с лидерами думских партий заседание политического Госсовета, которое пройдет в ближайшую пятницу. Впрочем, партийные начальники не стали раскрывать всех карт. «НГ» выяснила, что 22 января коммунисты решили обсудить – как главный – вопрос о гарантиях оппозиции. Они уже уведомили об этом администрацию президента. Единороссы готовят контраргументы. Они решили дать определение оппозиции и проверить политических конкурентов на соответствие этому понятию. Эксперты уверены, что ни одну из российских партий нельзя назвать оппозиционной в классическом смысле этого слова.
Глава государства провел субботу в своей загородной резиденции «Завидово» в Тверской области – в обществе лидеров парламентских партий. Президент традиционно приглашает партийных начальников в конце января, чтобы в неформальной обстановке, без галстуков, обсудить итоги осенней думской сессии и наметить планы на весну. Обычно встреча готовится заблаговременно. Однако на этот раз она выглядела спонтанной. Лидеров партий предупредили о мероприятии лишь накануне, в пятницу, да и проходила она в усеченном формате. В Завидово позвали главу высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова, руководителя КПРФ Геннадия Зюганова, председателя «Справедливой России» Сергея Миронова и лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Обычно президент общается с думцами в более широком кругу, приглашая по два представителя от каждой структуры.
На этот раз у Медведева появился еще один повод для встречи – подготовка к первому в истории современной России политическому Госсовету. Инициаторами его проведения выступили оппозиционные партии, недовольные результатами октябрьских выборов. В начале беседы глава государства отметил, что заседание будет посвящено «всем аспектам развития политической системы, парламентской демократии, местного самоуправления, судебной и правовой систем»: «Мы много говорим об экономике, но о развитии политической системы на таком уровне мы ни разу не говорили». Президент также предложил насладиться хорошей погодой и прогуляться. При желании партийные лидеры могли бы устроить охоту на кабана в заповедной зоне.
Глава государства надеялся заранее узнать, чего ожидать от партийных лидеров на заседании Госсовета. Каждому из них будет представлена трибуна для пятиминутного выступления. Особенно распространяться о своих планах думцы в присутствии прессы не стали. Грызлов, Зюганов и Миронов подняли тему подписания с США нового Договора о сокращении ядерных боеголовок, а Жириновский потребовал ограничить полномочия губернаторов двумя сроками. Президент поинтересовался: а как тогда быть с лидерами партий? Жириновскому, возглавляющему ЛДПР 20 лет, пришлось согласиться с тем, что это правило должно распространяться и на них.
Впрочем, самое сокровенное партбоссы решили приберечь на потом. Хотя источник «НГ» в Компартии рассказал, что лидер КПРФ Зюганов уже направил в Кремль тезисы своего выступления. Профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский считает, что это хотя и забавно, но ничего другого от КПРФ, называющей себя оппозиционной и при этом заранее извещающей Кремль о содержании выступления Зюганова, ожидать и не стоило: «Они стремятся играть по правилам, в особенности если вопрос касается взаимоотношений с президентом. Компартия признает президентскую власть и ее значение и апеллирует к Медведеву, пытаясь хоть на что-то повлиять».
Зюганов, в частности, потребует принятия закона, гарантирующего права оппозиции. На его взгляд, эти партии в России отброшены на задворки жизни и не имеют реальной возможности влиять на жизнь в стране. Впрочем, у «Единой России», по информации «НГ», уже заготовлены контраргументы. По словам источника «НГ» в ЕР, Грызлов напомнит коммунистам о том, что партия власти в отличие от конкурентов исправно голосует за президентские законопроекты, призванные облегчить долю оппозиции. Свое мнение на этот счет на Госсовете озвучат и губернаторы. Рабочая группа под руководством калининградского главы Георгия Бооса, по информации «НГ», включила в сводный доклад вопрос об оппозиционной деятельности.
Заметим: универсального международного опыта в этой сфере нет. На Западе есть и специальные законы об оппозиционной деятельности, а где-то гарантии политических аутсайдеров разбросаны по разным законодательным актам. В России действует сегодня вторая схема. Благодаря инициативам президента Медведева думские партии имеют увеличенное в четыре раза бюджетное финансирование и равный доступ к СМИ, а также руководящие посты в парламенте.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» отметил, что классическая оппозиция в России пока не сложилась: «На Западе политическая система устроена так, что не возникает вопроса, что такое оппозиция. Поскольку там нет системного конфликта между властью и ею. Существует система отношений, построенная на понимании, что оппозиция и власть могут поменяться местами». Иначе говоря, общество не опасается доверить власть оппозиции, поскольку знает, что страна в этом случае не рухнет. По словам эксперта, в России большая часть населения не желает прихода оппозиции к власти, общественного запроса на нее нет. Россиян вполне устраивает существующий социальный договор с действующей властью. Они до сих пор помнят хаос, царивший в 90-х, поэтому уверены лишь в том, что оппозиция нужна для декоративных целей. В качестве критика правительства, «чтобы оно не зазнавалось»: «Люди хотят видеть шутовского Жириновского и Зюганова, а в качестве альтернативы им – депутатов-эсэров в парламенте, но не хотят отдавать им высшие посты в государстве».
Эксперт уверен, ни одна из российских партий не подходит под определение оппозиции, так как почти все голосуют за кандидатов от партии власти: «Справедливая Россия» выступила в коалиции с «Единой Россией», когда выдвигала президента, ЛДПР голосовала за утверждение премьер-министром Владимира Путина, КПРФ тоже бы проголосовала, если бы это не противоречило логике ее субкультуры». Помимо этого ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» имеют фракции в Госдуме, посты вице-спикеров, кстати сказать, скоро оппозиция сможет занимать посты первых зампредов региональных парламентов, а за эсэрами числится и пост спикера Совфеда Сергея Миронова.
Так что де-факто все они являются миноритарными акционерами власти. Ведь каждая из этих партий имеет право законодательной инициативы. По словам Макаркина, наши партии могут лишь играть роль оппозиции, а не быть ею на самом деле. В этом случае возникает вопрос: если нет настоящих оппозиционных сил, кому тогда гарантировать права? По информации «НГ», на Госсовете встанет вопрос: неплохо было бы установить критерии, объясняющие, что такое ответственная оппозиция, способная работать в режиме теневого правительства и предлагать реальные программы развития страны, а не отделываться всякий раз популистскими инициативами.