Имея десять заместителей, Борис Грызлов полагается только на одного – Олега Морозова, первого зама.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Единороссам придется разделить руководство региональными парламентами с оппозицией. По информации «НГ», в Кремле готовится законопроект, устанавливающий, что посты спикера Законодательного собрания и его первого зама не могут занимать представители одной фракции. Сейчас эти должности в большинстве случаев числятся за ЕР как за партией большинства. Эксперты допускают, что со временем этот опыт будет использован на Охотном Ряду.
В Послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости распределять руководящие должности в региональных парламентах между всеми фракциями, представленными там. По информации «НГ», в Кремле на этот счет готовится законопроект. Основой документа станут поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в субъектах Федерации». Источник «НГ», близкий к Кремлю, рассказал, что в черновой версии проекта содержится интригующая фраза о том, что должности председателя регионального парламента и его первого заместителя не могут занимать депутаты от одной и той же фракции.
Распределение руководящих постов в региональных парламентах является настоящей головной болью для оппозиции. И на федеральном уровне в том числе. У председателя нижней палаты парламента Бориса Грызлова, как известно, десять заместителей. Однако первый – один, и это единоросс Олег Морозов.
Судя по всему, в Кремле решили опробовать иной подход – на региональных парламентах. По словам руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Игоря Лебедева, ни для кого не секрет, что представители оппозиционных партий на местах являются лишь статистами, поскольку делиться властью ЕР в большинстве случае не желает. Парламентарий считает разумным переложить часть полномочий на первого зама – другой политической принадлежности. Впрочем, тут, на взгляд Лебедева, может быть опасность – должность оппозиции могут отдать, а полномочия выхолостить: «Хотелось бы, чтобы на первого заместителя была возложена реальная нагрузка». А вот переносить опыт такого распределения постов в Госдуму либеральный демократ не считает необходимым, его вполне устраивает нынешнее разделение должностей между фракциями.
Первый зампред руководителя думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский заверил «НГ», что «Единая Россия» и без того в регионах старается делиться постами с оппозицией: «Но усиление этой тенденции в законодательном плане позволит демонстрировать большую демократичность политической системы. Однако это не означает, что «Единая Россия» не будет бороться за большинство. Это естественное желание любой партии».
Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев считает, что в принципе подход правильный, но неплохо было бы его конкретизировать и уточнить в законопроекте, что пост первого зама должен занимать депутат от второй по численности фракции: «Тогда это будет справедливо. У нас ведь в большинстве регионов довольно сильные фракции. А единороссы скорее всего будут отдавать эти посты ЛДПР и «Справедливой России». Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев также уверен, что можно пойти дальше и записать в проекте закона, что за оппозицией должен быть закреплен пост главы бюджетного комитета, как происходит в большинстве европейских стран. Помимо этого, на его взгляд, полезно было бы, чтобы и местные избиркомы возглавляли представители оппозиции.
Однако тут может возникнуть сложность. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» отметил, что в России нет четкого понимания, какую партию считать оппозиционной: «Понятие «правящая партия» в России есть, а вот определения оппозиционной нет». Это обстоятельство, по мнению политолога, может окончательно запутать ситуацию с распределением постов. А думский эсэр Михаил Старшинов уверен, что региональные парламентарии с легкостью найдут выход, ведь никто не может запретить им пост первого зама просто-напросто упразднить.
Профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский считает, что такая формула раздела власти является не столько уступкой оппозиции, сколько способом ее нейтрализации: «В тех регионах, где оппозиции отдают руководящие посты, оппозиционность сокращается». Политолог уверен, что полномочия у первого вице-спикера будут лишь формальными и реальной властью он обладать не будет. Туровский не исключает, что в перспективе опыт такого распределения постов, возможно, будет транслирован и в нижнюю палату парламента: «В Госдуме это будет революционная мера. Там такие опыты ставить страшновато. Сейчас механизм работы парламента замкнут на одну партию, если первый вице-спикер будет от другой партии, придется находиться в постоянном межпартийном согласовании». Политолог Макаркин тем не менее уверен, что это первый шаг к тому, что в России теперь будут уважаться не только права большинства, но и гарантироваться права меньшинства: «Это в принципе нашей стране несвойственно. Это попытка внедрить европейский опыт, где гарантированы права оппозиции. Другое дело, какими полномочиями будет обладать первый вице-спикер. Хотя местным СМИ гораздо сложнее будет отказать в выступлении на ТВ представителю оппозиции в ранге первого вице-спикера парламента».