0
841
Газета Политика Интернет-версия

12.01.2010 00:00:00

Спецгруппой по терактам

Милрад Фатуллаев

Об авторе: Милрад Азизович Фатуллаев - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: дагестан, теракт, силовики, кто


дагестан, теракт, силовики, кто Взрыв в Махачкале стал первым крупным терактом нынешнего года.
Фото Reuters

Новогодние дни в Дагестане, начиная с 31 декабря прошлого года и по настоящий день, прошли, с одной стороны, под знаком серьезной активизации боевиков, а с другой – на фоне впечатляющей оперативности и эффективности в их ликвидации спецслужбами. После резонансного подрыва 6 января автомашины «Нива» у блокпоста ГИБДД в Махачкале, в результате которого шесть милиционеров погибли и 20 получили ранения, президент Дмитрий Медведев дал указание об усилении контроля за обстановкой на Северном Кавказе и скорейшем расследовании январских терактов.

Уже в выходные дни стало известно о решении силовых ведомств создать специальную следственную группу из сотрудников СКП и МВД, которая будет работать в координации с республиканским УФСБ. Глава МВД Рашид Нургалиев, озвучивая эту информацию в Махачкале, дал понять, что межведомственная группа займется расследованием именно новогодних событий.

Ответом спецслужб стала ликвидация лидеров наиболее активных бандгрупп, орудовавших в Махачкале, ее пригородах – поселке Шамхал и прилегающем Кумторкалинском районе, а также в Губденском и Буйнакском районах. Эти зоны, включая Хасавюртовский район, давно относятся к очагам наибольшей активности боевиков. Среди убитых – так называемый эмир Махачкалы Марат Курбанов, занявший этот пост после гибели в октябре Гаджимурада Камалутдинова. По горячим следам были уничтожены организаторы автотеракта – Исмаил Ичикаев и Исматулла Кузаалиев. Остальные члены бандгруппы также известны и, судя по имеющейся информации, заблокированы в нескольких районах Дагестана – Хасавюртовском, Ленинском районе Махачкалы, окрестностях селения Губден Карабудахкентского района. Очевидно, что в ближайшие дни эти места станут известны как зоны проведения контртеррористической операции (КТО).

Также ликвидирован экс-сотрудник дагестанского ОМОНа Мадрид Бегов. Несколько лет назад он уволился, получил незаконченное образование в Исламском университете Аль-Асхар в Египте и влился в ряды боевиков. На его счету несколько жизней бывших коллег и даже родственников. Ни прошлое, ни служба в органах его многочисленной родни (у Бегова 10 братьев и сестер, часть из которых – сотрудники правоохранительных органов) не остановили религиозного фанатика.

Из всего этого можно сделать вывод, что силовики оперативно отреагировали на соответствующие указания президента России. Между тем создание специальной оперативной группы вызывает некоторое недоумение. Дело в том, что уже несколько лет борьба с терактами и их расследование ведутся из единого центра – Управления по борьбе с религиозным радикализмом и терроризмом по Северному Кавказу. В ведении управления – весь арсенал спецтехники, в том числе тяжелой техники, и лучшие оперативники. На момент проведения КТО управлению подчиняются все силовые структуры, включая армию, правоохранительные органы, не исключая местные УФСБ, и, разумеется, гражданские власти. С какой стати при таких возможностях и с такими полномочиями, какими обладает управление, создавать менее «важные» специальные следственные группы, которые фактически дублируют деятельность давно уже созданной для борьбы с терроризмом структуры. Да и сколько нужно создавать подобных групп по всему Северному Кавказу, если учесть, что недавно в Ингушетии были атакованы пограничные части, после убийства ректора Исламского института Исмаила Бостанова обострилась ситуация в Карачаево-Черкесии и т.д.

Заметим, что опыт создания «под события» специальных групп имеется еще с 1998 года, когда была создана Межведомственная оперативно-следственная группа по расследованию захвата Дома правительства Дагестана во главе с бывшим замгенпрокурора РФ Владимиром Колесниковым. Все без исключения фигуранты возбужденных дел (а их было 24) в лучшем случае отсидели несколько месяцев, результат оказался плачевным и в итоге привел лишь к смешению политических оппонентов действующей власти с властных и бизнес-площадей.

Сейчас общественности не известно даже конкретное лицо, которое будет ответственно за ход следствия по событиям в Дагестане. Какой орган в спецгруппе главный – СКП, МВД или все же УФСБ, с которой никто не снимал первейшей задачи по противодействию терроризму, – непонятно.

Между тем виновных в обострении ситуации на юге страны не оказывается все последние годы. Если не считать, конечно, лишившихся своих постов «стрелочников» – глав МВД Ингушетии (дважды), Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Да и эти генералы уехали с повышением в Москву. Ни один из руководителей федеральных северокавказских правоохранительных и силовых структур, равно как и главы регионов, непосредственно отвечающих за борьбу с терроризмом на Северном Кавказе, не пострадали от самых резонансных терактов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1769
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1109
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости