Татьяна Юмашева готова поделиться подробностями восхождения к власти нынешнего руководства страны.
Фото Reuters
Вчера на сайте Татьяны Юмашевой (Дьяченко), главы Фонда первого президента России Бориса Ельцина, появилась новая интересная запись. На этот раз – раскрывающая некоторые тайны избирательной кампании 1996 года. Блог Татьяны Борисовны стал в последнее время заметным явлением в политике. Эксперты «НГ», оценивая постоянство и содержательность записей, отрицают случайный характер этих выступлений.
Вчерашний пост касается самой скандальной детали выборов 14-летней давности: так называемого инцидента с коробкой из-под ксерокса. Напомним: на проходной Белого дома были задержаны два сотрудника предвыборного штаба Ельцина - президент фирмы «ЛИС’С» Сергей Лисовский и Аркадий Евстафьев, помощник Анатолия Чубайса, – выносившие коробку с полумиллионом долларов. Татьяна Юмашева пишет: «Александр Коржаков по поручению папы отвечал за контроль над всеми финансами предвыборной кампании. Поэтому он в течение всей предвыборной кампании внимательно наблюдал, как Лисовский, а также многие другие десятки раз получали деньги в коробках из-под ксерокса, в коробках из-под писчей бумаги, в других коробках, в кейсах, в том, в чем было удобно деньги донести и заплатить».
Эта запись дочери первого президента России стала сенсацией – еще никто так откровенно не описывал подробности избирательной кампании.
В Центризбиркоме сначала отказались комментировать признание, однако потом на условиях анонимности очень осторожно отметили, что в те времена законодательство еще не было достаточно урегулировано и именно поэтому позже были внесены в него ограничительные поправки по финансированию избирательных кампаний. Между тем записи Татьяны Юмашевой касаются самого широкого круга вопросов. И обращение к тематике 90-х не выглядит архаикой. Не противопоставляя политику отца деятельности его преемника Владимира Путина, дочь первого президента России тем не менее напоминает о его несомненных заслугах.
Частные на первый взгляд записи серьезно затронули интернет-сообщество. Некоторые блогеры упрекнули автора в нежелании трогать самые острые моменты тогдашней истории. И вот 7 января Татьяна Юмашева твердо пообещала: «Я обязательно расскажу о самых сложных и острых событиях 90-х годов. То, что я думаю и о первой чеченской войне, и о второй чеченской кампании 99-го года. И о дефолте 98-го. И об октябрьском кризисе 93-го. И о Семье. И об олигархах».
Рассказ Татьяны Борисовны об олигархах – это повествование о самых спорных политиках последнего времени. И записи эти выглядят явным диссонансом нынешней государственной точке зрения, потому что Борис Березовский, к примеру, давно стал одиозной политической фигурой в отечественной пропаганде. Юмашева предлагает совершенно иной взгляд на эмигранта, выдачи которого России давно добиваются правоохранительные органы страны. Сочувственные слова в адрес Березовского звучат на этом фоне вполне еретически.
Дочь Бориса Ельцина словно старается развенчать самый знаменитый миф нулевых: о том, что 90-е стали временем беспредела олигархов, ограбивших народ. Она просто ответила на вопрос – почему Роман Абрамович стал миллиардером. Рассказала почти анекдотическую историю о «дембельском аккорде» Абрамовича, чтобы доказать феноменальную предприимчивость этого человека.
Понятен интерес современников к недавней истории: там приоткрыты страницы, которые в сегодняшней политике остаются строго табуированными. И потому политика 90-х выглядит такой живой. Даже учитывая неполноту или возможную предвзятость автора. Записи Юмашевой стали тестом для россиян, не желающих обсуждать суррогат, которым пичкают их государственные телеканалы.
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский замечает, что это «естественно для нашего политического поколения»: «Речь идет о размышлениях при смене эпох. Эпох в более широком смысле, чем их можно было бы маркировать как периоды Медведева или Путина».
Татьяна Юмашева, считает эксперт, «политический человек, и эта рефлексия – политическая»: «Автор игнорирует популярные в нашем обществе барьеры, когда тот, кто за 90-е, против 2000-х, и наоборот... Она демонстративно настаивает на спокойном своем праве соединять 90-е и 2000-е. В этом смысле это политический вызов, но вряд ли Медведеву или Путину. Это просто принадлежность к элите в точном смысле слова. Аристократизм, который дается не тем, что ты президентская дочка, а тем, что ты точно знаешь, что была соавтором этого государства и являешься им. Это соавторство дает особую силу жеста и слова».
Однако, указывает Павловский, позиция автора высказываний уязвима: «Как политик она не может не понимать, что личные отношения ее связывают с весьма противоречивыми фигурами. Такими, как Березовский или Абрамович. Имя первого стало клеймом. В публичном пространстве Юмашева встречает непонимание со стороны даже тех, кто в остальном готов принять ее позицию».
Мы еще не раз вспомним об эпохе Бориса Ельцина. Фото Владимира Павленко (НГ-фото) |
И здесь, отмечает политолог, Татьяна Юмашева обращается к третьей силе – «молчаливому большинству, к слою людей, которые не участвуют в публичных склоках, в публичной полемике вокруг 90-х и 2000-х. Для которых бессмысленно само это разделение. Они просто жили в эти годы и не менялись. Это видно в комментариях. Потому что Татьяна Борисовна дала им возможность высказаться вслух. А так они вынуждены были молчать в блогах, потому что как только они вылезают, тут же налетает стая, та или иная банда пропутинских или антипутинских, которые тут же их загоняют в угол. А тут они чувствуют, что можно говорить! Она как бы говорит: ребята, что вы трясетесь, чего вы боитесь? Бояться нечего и некого, мы в этой стране хозяева... Некого бояться. Кого бояться? Людей в погонах? Пошли они к черту. Это политический сигнал – в эстетической оболочке».
Политик Алексей Митрофанов разглядел в записях дочери первого президента скрытую поддержку медведевского курса, а также влияние, которое стремится оказать на текущую политику часть элиты, ориентирующаяся на президента: «У Александра Волошина, к примеру, всегда были хорошие отношения с нынешним президентом. Когда Медведев пришел в администрацию, там его окружили любовью. Ведь обычно администрация жесткая – новый человек, который приведен волей первого лица, обычно проходит курс молодого бойца».
Митрофанов указывает на важные моменты в записях Юмашевой: они «снимают с Путина облик мегачеловека, который спас Россию от развала. Здесь говорится: а в чем развал? В 99-м году разве был распад? В 99-м был рост бюджета, и уже не было никакого распада...» Собеседник «НГ» уверен, что записи Юмашевой появились не случайно – речь идет о подготовке к выборам 2012 года: «Это косвенная подача руки Медведеву. Это такой намек: что вы все переписываете историю? Не все там плохие, исчадия ада... Ничего тогда, в 90-е, не разваливалось. Что касается свобод, так их побольше было при Ельцине. Она понимает, что выросло новое поколение. Люди посмотрели на то, что сейчас происходит, и лучше относятся к ее отцу. Их может со временем стать больше. Потому что уже даже в провинции люди замечают отсутствие свободы, бизнесмены говорят – почему все под контролем? Они же вкусили свободы при Ельцине. Тогда было куда обратиться, сейчас – некуда бежать».
Корреспондент попыталась связаться с Татьяной Юмашевой, однако в Фонде первого президента России ответили, что его руководитель находится за границей и недоступна для общения.