Госкорпорация – штука громоздкая, трудноуправляемая.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Одной из наиболее обсуждаемых в последние месяцы тем стала дальнейшая судьба государственных корпораций. В своем Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил, что госкорпорации, работающие в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. Президент поручил провести аудит госкорпораций, внедрить в каждой из них современные методы управления и поставить уровень оплаты их руководства в прямую зависимость от эффективности их деятельности. Эту же тему затронул в своей прямой линии Владимир Путин. Премьер-министр отметил, что «госкорпорации – это и не хорошо, и не плохо, это необходимость», и добавил, что они создавались для консолидации осколков предприятий в различных сферах экономики. Дискуссию о статусе госкорпораций подхватили и другие официальные лица. Так, глава Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Владимир Дмитриев сказал, что организационно-правовая форма госкорпорации эффективна для ВЭБа и полностью соответствует целям, для которых создавался банк.
Вопрос о юридическом статусе госкорпораций действительно важен. В российском законодательстве госкорпорация как организационно-правовая форма была впервые определена еще в конце предыдущего десятилетия. В июле 1999 года Закон «О некоммерческих организациях» был дополнен статьей «Государственная корпорация». Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное в конце 1998 года, в середине 1999 года получило статус госкорпорации. В 2003 году, сразу после принятия закона о страховании вкладов физических лиц, была учреждена государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Как видно, в первой половине 2000-х годов государственные корпорации создавались в банковском секторе и являлись инструментами регулирования в этой сфере.
Ситуация радикальным образом изменилась в 2007 году, когда были созданы шесть крупных государственных корпораций – Внешэкономбанк, «Роснано», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». Существенным отличием от предыдущего периода стал колоссальный объем задач, который был поставлен перед вновь созданными госкорпорациями, а также разнонаправленность их деятельности. Например, Внешэкономбанк участвует в реализации различных инвестиционных проектов, а также обеспечивает финансовую устойчивость многих российских банков, «Роснано» осуществляет материальную и организационную поддержку проектов в наноиндустрии. Фонд содействия реформированию ЖКХ предоставляет финансовые ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья и проведения ремонта жилищного фонда. «Олимпстрой» реализует программу строительства спортивных объектов в Сочи, «Ростехнологии» содействуют реструктуризации предприятий оборонного комплекса. «Росатом» заменил собою Федеральное агентство по атомной энергии и, по сути, осуществляет функции органа государственной власти в этой сфере.
Чрезвычайно быстрое прохождение законопроектов о создании госкорпораций через Госдуму и Совет Федерации в 2007 году повлекло за собой множество коллизий юридического характера. Во-первых, в силу того, что деятельность каждой госкорпорации определяется отдельным федеральным законом, нормативная база их функционирования сильно разнится и является слабо унифицированной. Во-вторых, низкий уровень детализации законов о создании государственных корпораций потребовал принятия множества подзаконных актов для обеспечения их практической работы. В-третьих, за интенсификацией использования госкорпорации как организационно-правовой формы не последовало изменений в Законе «О некоммерческих организациях». В-четвертых, многие госкорпорации, на бумаге являющиеся НКО, по факту являются структурами, преследующими коммерческий интерес.
Учитывая все это, можно сказать, что акционирование госкорпораций, работающих в коммерческой сфере, действительно является логичным. Этот шаг позволит упорядочить их юридический статус и унифицировать нормативную базу их деятельности. Однако не менее важным является вопрос об экономической эффективности госкорпораций. Наивно полагать, что какая-то госкорпорация способна эффективно управлять сотнями компаний, находящихся в ее подчинении. Кроме того, в условиях кризиса безрассудно выделять миллиарды рублей структурам, деятельность которых непрозрачна. Именно поэтому чрезвычайно важно осуществить не только трансформацию госкорпораций в ОАО, но и обеспечить их подотчетность по отношению к акционерам (даже если таковым останется государство).