Сразу после праздников Госдума займется одной из правительственных инициатив. Исполнительная власть признается, что транспортной безопасности в стране нет. И хотя упоминания о «Невском экспрессе» отсутствуют, понятно, что именно катастрофа стала поводом к изменению законодательства. Резко ужесточается уголовная ответственность за незаконное вмешательство в работу транспорта. Граждане, желающие заблокировать дорогу, рискуют получить по два года тюрьмы.
Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте» пришел в Думу в самый последний день ее работы в этом году. Так что комитет ГД по законодательству, который назначен по этому проекту главным, займется им уже после каникул.
Предполагается, что депутаты тянуть с одобрением правительственной инициативы не станут. Судя по датам, она стала прямым результатом катастрофы «Невского экспресса» 27 ноября. Законопроект разработан Минтрансом под кураторством вице-премьера Сергея Иванова. Именно он 4 декабря направил документ на получение заключения от Верховного суда. Который тоже не стал тянуть и уже 11 декабря дал свое добро, хотя и с некоторыми оговорками. 17 декабря правительство утвердило законопроект, а еще через неделю он уже был на Охотном Ряду. Правда, не все замечания Верховного суда в итоге оказались выполненными. Между тем судьи-то как раз и указали на самый сомнительный момент правительственной инициативы.
Сейчас в Уголовном кодексе есть статья 267 (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения). В ней записано, что ответственность наступает, когда разрушение, повреждение или любое приведение в негодность любых составляющих транспортной инфраструктуры привело по неосторожности к причинению здоровью людей тяжкого вреда. Или к крупному ущербу, рамки которого, правда, сейчас не определены. Здесь же упоминается и блокирование транспортных коммуникаций.
Правительство решило, что в этой статье УК должна быть первая часть, согласно которой даже без наступления каких-либо плохих последствий нарушителям транспортной безопасности можно будет присуждать либо штраф до 100 тыс. руб., либо два года тюрьмы. Верховный суд указал, что так делать не годится, и напомнил, что, в частности, за блокирование дорог есть наказание в виде административного штрафа. Это статья 20.18 Кодекса об административных правонарушениях, которая так и называется. За это присуждают 2–2,5 тыс. руб. или 15 суток ареста. Именно так наказывали, к примеру, протестовавших против повышения таможенных пошлин автомобилистов.
Однако по законопроекту правительства статья о блокировании дорог из КоАП вообще убирается. Так что всем будущим протестантам грозит уже только уголовная ответственность. Тем более что и рамки «крупного ущерба» также установлены весьма жесткие. Например, достаточно будет превысить планку в 500 тыс. руб., которые для транспортной сферы существенной суммой не являются, как тут же речь пойдет уже о посадке на четыре года. Или как минимум о штрафе от 100 до 400 тыс. руб. Пояснительная записка к законопроекту, кстати, из-за явной спешки составленная крайне неаккуратно, наполнена предупреждениями о том, что если УК не ужесточать, то эффективно защищать транспорт от преступных посягательств будет просто невозможно.
Правда, акцент в основном делается на террористических актах, но собственно против них в правительственном законопроекте ничего нового, в общем-то, не предлагается. И хотя в статье 281 УК РФ (диверсия) квалификация преступления несколько меняется, понятно, что это сделано не для террористов. Потому что им все равно, написано ли в УК, что диверсия – это разрушение или повреждение, в частности, «путей и средств сообщения» или же «объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Данная новая формулировка должна больше волновать тех предприимчивых россиян, которые вытаскивают светодиоды из железнодорожных светофоров. Их теперь можно будет называть диверсантами, за что полагается как минимум от 10 до 15 лет.