Комитет Павла Крашенинникова решительно поправил законопроект.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Госдума закончила вчера работу над очередным поручением президента Дмитрия Медведева. Глава государства еще летом распорядился усилить борьбу с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью. Чтобы сделать ее более эффективной, было задумано передать некоторые дела данного рода в компетенцию Верховного суда. Законопроект был внесен, но возникла проблема: он противоречил Конституции. Вчера это противоречие было окончательно устранено.
Летом Дмитрий Медведев на одном из совещаний с силовиками приказал найти способ обеспечить нормальное правосудие по делам о терроризме. Межведомственные обсуждения вопреки обыкновению закончились относительно быстро: искомый способ нашли. Изменение территориальной подсудности должно было гарантировать большую безопасность участникам процесса.
Что и было зафиксировано в проекте закона о корректировке Уголовно-процессуального кодекса. В УПК вносилось одно небольшое изменение: Верховный суд мог бы брать на себя преступления, предусмотренные рядом статей Уголовного кодекса. Все это было обусловлено реальной угрозой личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников и близких.
Однако оказалось, что президентский законопроект нарушает Конституцию страны. Минюст, который как раз и подготовил этот документ, и депутаты, успевшие принять его в первом чтении, бросились исправлять ситуацию. Дело в том, что первоначальный текст противоречил части 1 статьи 47 Основного закона России, где говорится: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». А по проекту Медведева получалось, что обвиняемый в преступлении, в рассмотрении которого могут участвовать присяжные, права требовать их присутствия лишался. Ведь в Верховном суде присяжных заседателей нет.
Вопреки уже сложившейся традиции президентская инициатива в Госдуме завязла накрепко. Она была внесена в нижнюю палату в начале сентября, а в конце месяца принята в первом чтении. Но вот второе состоялось лишь 16 декабря. И в результате был принят совершенно другой текст. Вчера же он и был одобрен в окончательном третьем чтении. И вместе с ним еще целых три законопроекта, которые понадобились для того, чтобы как-то разрулить неприятную ситуацию, когда Минюст и Госдума, грубо говоря, просто подставили главу государства.
Как уже писала «НГ», в начале декабря, во время одного из визитов руководства ЕР в Кремль встал вопрос о доработке медведевского закона. Единороссы предложили ему обновленный вариант. Президент согласился. И вот через несколько дней за подписью председателя комитета ГД по законодательству Павла Крашенинникова появились необходимые тексты. Решено было задействовать все еще существующую в нашей стране систему военных судов. Именно ей Верховный суд по просьбе Генпрокуратуры мог передавать дела по таким статьям УК РФ, как 205 (теракт), 205.1 (содействие террористической деятельности), 205.2 (публичные призывы или публичное оправдание терроризма), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования), 209 (бандитизм) и некоторым другим.
Часть этих статей совпадала с принятым в конце 2008 года законом об изъятии у присяжных некоторых преступлений, также террористической направленности. Но другая часть статей под присяжными оставалась. Таким образом, получилось, что на уровне окружных военных судов должны были возникнуть присяжные. И такая поправка Крашенинниковым тоже была предложена. Впрочем, как заявил «НГ» один из высокопоставленных единороссов, предлагаемая сейчас схема – крайне запутанная и сложная – скорее всего эффективной все-таки не окажется. И ее придется в ближайшее время снова изменять.