США и НАТО создают систему противовесов российскому влиянию на постсоветском пространстве.
Фото Reuters
Чтобы понять перспективы развития отношений России с западным миром, полезно посмотреть на них глазами западных экспертов. Фонд «Наука и политика» берлинского Института международной политики и безопасности опубликовал очередную работу, посвященную состоянию Вооруженных сил России и их готовности выполнять поставленные перед ними задачи. Можно было бы не обращать внимания на данный труд, если бы не одно обстоятельство. Фонд служит аналитическим центром не только для германского правительства, но и обладает существенным весом в глазах брюссельских европолитиков. Предпосылкой исследования являются российские попытки проводить самостоятельную политическую линию в международных делах со времени прихода к власти Владимира Путина.
Немецкие аналитики делают из этого вывод, что Россия снова начала рассматривать себя в качестве великой державы и требует для себя особого места в международной системе отношений. Подобные требования основываются, по их мнению, на обладании постоянным местом в Совете Безопасности ООН, энергетических ресурсах и растущем начиная с 2004 года военным потенциалом. Разумеется, в этом свете попытки ряда правительственных и неправительственных организаций стран НАТО провести ревизию истории Второй мировой войны и поставить на одну доску СССР и гитлеровскую Германию не могут рассматриваться только в историческом разрезе. Ведь, по сути дела, под сомнение ставится право России занимать нынешнее место в Совбезе ООН. Различные западные концепции энергетической безопасности, включающие в себя уже не только проблему обеспечения транспортировки углеводородов, но и гарантии доступа к ресурсам будь то на Ближнем Востоке, в Каспийском регионе или в Арктике, превращают практически весь мир в зону потенциального противостояния России и Запада. Под этим углом зрения военная составляющая политики играет в современном мире особую роль. Для этого достаточно вспомнить успешно проведенные США и их натовскими союзниками операции в Югославии, Ираке и Афганистане. Ввиду готовности Москвы проводить свою внешнюю политику, «играя военными мускулами», считают немецкие эксперты, для Запада важно реально оценить российский военный потенциал, чтобы выработать правильную реакцию на «московские угрозы». В качестве существования подобных угроз исследователи фонда ссылаются на пятидневный военный конфликт с Грузией. Патрулирование российскими стратегическими бомбардировщиками Тихого и Атлантического океанов и посылка военно-морских соединений в Карибское море и в Индийский океан или проведение дорогостоящих, эффектных с точки зрения массмедиа военных маневров исследователи считают «надуванием щек», а не реальным вызовом. Именно на территории стран СНГ Россия обладает значительным военным потенциалом и способна проводить силовые акции. Поэтому именно в этом регионе столь велико искушение для Москвы поддержать свою политику военным давлением. Реализация программы модернизации Российской армии, если она будет доведена до конца, усилит Россию только как региональную державу, поскольку слишком велик технологический разрыв с западными армиями.
Если принять во внимание всю палитру этнических, территориальных, политических и экономических конфликтных ситуаций как межгосударственных, так и внутри каждой из стран СНГ, то, как считают немецкие эксперты, Европа должна быть заинтересована в возобновлении действия договора о контроле над обычными вооружениями. Непосредственное военное значение этого для НАТО состоит скорее в том, чтобы предотвратить эскалацию военных конфликтов в этом регионе и дальнейшую гонку вооружений, в особенности на Кавказе, чем защитить европейские государства от российской военной угрозы. Судя по всему, именно такой подход и обусловливает активизацию программы расширения НАТО на восток и усиление присутствия (в том числе и военного) Запада в Центральной Азии и на Кавказе, разумеется.
Как считают авторы исследования, единственной реальной военной силой России, подтверждающей ее претензии на статус великой державы, на сегодня является наличие ядерного оружия. Располагая 14 тыс. единиц ядерного оружия, Россия имеет в своем распоряжении крупнейший ядерный потенциал, хотя в боеготовности находятся 2050 тактических и 2787 стратегических ядерных боеголовок. В военной доктрине России 1993 года провозглашена готовность к нанесению первого ядерного удара. В доктрине 2000 года говорится о возможности применения ядерного оружия в обычной войне. А в январе 2008 года тогдашний глава Генштаба Юрий Балуевский утверждал, что Россия может применить ядерное оружие и в превентивных целях. Снижение ядерного порога, считают немецкие эксперты, связано с уроками югославского и иракского военных конфликтов.
Учитывая устаревание своего стратегического ядерного потенциала, Россия заинтересована в договорном паритете с США на возможно более низком уровне, чем это было зафиксировано в рамках договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, полагают немецкие эксперты. Только так Россия сможет сохранить свой ядерный паритет с США и одновременно уменьшить финансовую нагрузку на бюджет. Ведь большая часть российских военных расходов связана именно с сохранением ядерного потенциала. Вызов, брошенный современными российскими лидерами Западу, побуждает политиков НАТО реально оценивать возможности возрождающейся России и искать адекватный ответ. Узким местом в этом плане остаются весьма ограниченные военные возможности Российских вооруженных сил. Поэтому для Запада Россия пока остается бумажным тигром.