Во время стоянки «Мистраля» в Санкт-Петербурге российские специалисты внимательно изучали возможности французского корабля.
Фото Даниила Борисова
Планируется, что договоренность о покупке Россией у Франции вертолетоносца с красивым названием «Мистраль» будет достигнута в этом году. США недовольны.
Внесение в Конгресс США резолюции, призывающей страны – члены НАТО и ЕС не продавать России крупные системы вооружений, по странному совпадению словно бы оказалось приурочено к совещанию в Санкт-Петербурге 18 декабря по вопросам обеспечения Военно-морского флота России современными образцами вооружения и военной техники под председательством Владимира Путина и к визиту делегации Минобороны Франции на верфь Объединенной промышленной корпорации (ОПК).
В резолюции было выражено мнение Палаты представителей о том, что Франция и другие страны – члены Организации Североатлантического договора, а также Европейского союза не должны продавать крупные системы вооружений или иную наступательную военную технику РФ. Инициатором недружелюбного документа стала член Палаты представителей Илеана Рос-Лейтинен, являющаяся старейшиной республиканцев в комитете по иностранным делам.
Между тем российская власть недвусмысленно высказывается о необходимости поддержания страной статуса полноценной морской державы. В ноябре президент Дмитрий Медведев сообщил, что Россия планирует расширить военно-морское присутствие в Мировом океане, а флот получит новые боевые корабли. Влияние кризиса на военные закупки будет минимальным.
Очевидно, что главной военной закупкой в ближайшей перспективе для флота станет французский «Мистраль». Как сообщил недавно первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев: «Мы намерены закупить во Франции один корабль типа «Мистраль» и при технической поддержке французов осуществить строительство по лицензии четырех вертолетоносцев этого класса». Адмирал разъяснил и назначение новых для нашего флота кораблей: «Эти корабли приобретаются для проведения десантных, миротворческих и спасательных операций. Кроме того, этот корабль может эффективно использоваться для борьбы с пиратами, в том числе у побережья Сомали».
В ноябре «Мистраль» побывал с дружественным визитом в Санкт-Петербурге, поэтому визит французов на Балтийский завод 18 декабря стал логичным продолжением развития событий. Группа специалистов и чиновников под руководством генерального инженера по вооружению Алена Коста осмотрели стапеля, корпусообрабатывающий и механический цеха, а также построенный и сданный заказчику в этом году дизель-электрический ледокол «Санкт-Петербург». Закончился визит переговорами о возможной покупке лицензии на строительство верфями ОПК большого десантного вертолетоносца серии «Мистраль» для Военно-морского флота России.
Объединенная промышленная корпорация, являющаяся серьезным игроком в российском судостроении (в ее структуру входят Балтийский завод, «Северная верфь», ЦКБ «Айсберг»), пока не объявляет официальных итогов визита французов. Однако потенциал верфей очевиден.
«Уже сегодня судостроительные предприятия корпорации готовы к увеличению гособоронзаказа как минимум втрое», – сообщил директор проекта «Судостроение» ОПК и генеральный директор «Северной верфи» и Балтийского завода Андрей Фомичев. Также он отметил, что предприятия ОПК обладают всеми техническими возможностями для строительства кораблей европейского класса на Балтийском заводе и «Северной верфи» – это моделирование кораблей, автоматическая резка, единая компьютерная сеть.
Надо полагать, что, несмотря на предостережение американских конгрессменов в адрес Франции, потенциалу верфей ОПК да и всему российскому военно-промышленному комплексу явно найдется применение. На совещании в Санкт-Петербурге в тот же день, 18 декабря, Владимир Путин заявил, что российские Вооруженные силы в целом должны стать более компактными, мобильными, боеспособными, а долю современных вооружений в их оснащении следует увеличить до 70% к 2020 году. Также необходимо разработать долгосрочную программу развития военного кораблестроения.
«Она должна опираться на объективные потребности флота. Учитывать задачи, которые перед ним стоят сегодня или на базе прогноза возникнут в перспективе 30 лет. Это как минимум», – подчеркнул премьер.