Оксана Дмитриева скептически оценивает государственно-частное партнерство.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Белый дом рассматривает возможность привлечь банки к реализации модернизационных проектов. В частности, программы «Электронное правительство». Как и предполагала «НГ», ко второму чтению фактически заново был переписан законопроект о госуслугах, в том числе предоставляемых в электронном виде. В нем появилась глава о создании уполномоченного органа, который будет отвечать за финансирование проекта. Обсуждается возможность привлечь к его работе российские банки. Экспертам «НГ» эта ситуация напомнила методы распределения денежных потоков в 90-е годы.
Вчера думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству занимался подготовкой ко второму чтению законопроекта о госуслугах и «Электронном правительстве».
Документ в середине сентября внесла группа депутатов единороссов. В середине ноября Дума приняла его в первом чтении. Как писала «НГ», перед голосованием за законопроект у кремлевской администрации возникли довольно серьезные претензии к тексту. Государственно-правовое управление президента даже пригрозило, что не допустит, чтобы глава государства поставил под ним свою подпись, если документ будет принят парламентом в том виде, в котором был внесен. Впрочем, правительство заверило, что ко второму чтению представит фактически переписанный заново законопроект.
В процессе подготовки ко второму чтению в тексте появилась интригующая деталь. Президент Дмитрий Медведев в последнее время неоднократно заявлял, что модернизацию экономики необходимо проводить посредством государственно-частного партнерства. Иначе говоря, для реализации высокотехнологичных проектов, таких, к примеру, как «Электронное правительство», стоимостью 170 млрд. рублей, неплохо было бы привлечь средства частного бизнеса, поскольку государство такой объем финансирования выделять не готово. Из госбюджета на эти цели сейчас тратится по 2 млрд. руб. в год. Таким образом, до 2015 года, когда планируется оказывать в электронном виде 74 основные услуги, будет израсходовано 10 млрд. руб. В законопроекте появится понятие «федеральные и региональные уполномоченные органы». Им будет дано право привлекать банки для реализации и финансирования проекта «Электронное правительство». Государство взамен обязуется перечислять в уполномоченные банки пенсии граждан, социальные выплаты и зарплаты бюджетникам. Хотя в законопроекте дана довольно расплывчатая формулировка: о том, что порядок компенсации затрат банковских структур будет определять правительство.
Между тем с 1 января 2012 года все бюджетные выплаты планируется производить через карты на открытые для этого банковские счета. Но желающие сохранить прежний порядок получения пенсий и льготных выплат смогут до 1 января 2011-го подать заявление.
Между тем депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева скептически относится к государственно-частному партнерству: «Как правило, это подарки крупным коммерческим структурам за счет государства». Правительство, по словам собеседника «НГ» в Белом доме, решило, что привлечение банков позволит сделать более прозрачным процесс расходования государственных средств, выделенных для реализации проекта. С 2002 года и за последние годы на «Электронное правительство» из госбюджета было потрачено свыше 16 млрд. руб. Однако продвинуть реализацию проекта за это время так и не удалось, хотя средства благополучно растворились в министерствах и ведомствах. Считается, что в банковской сфере меньше всего коррупции, поэтому госсредства будут тратиться с большей отдачей. Тем более финансовые институты получат неплохую компенсацию в виде перечисления пенсий и зарплат бюджетников. Сначала, как удалось выяснить «НГ», рассматривалась возможность создать ассоциацию банков. Однако так откровенно обозначать участие бизнеса не решились. Разработчики законопроекта пришли к выводу, что таким образом в кредитной среде появится мощный монополист, что поставит под угрозу здоровую конкуренцию между финансовыми учреждениями. В законопроекте оговорено, что уполномоченный орган на региональном уровне будет заключать договоры с банками.
Дмитриева заметила, что эта система сильно смахивает на систему распределения денежных потоков, существовавших в 90-е годы. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин также отмечает, что эта схема во многом является калькой с середины 90-х. Правда, тогда уполномоченные банки финансировали не модернизационные проекты, а федеральный бюджет: «И мы видели, к каким злоупотреблениям это вело, и в итоге привело к дефолту 1998 года». «Я с большим уважением отношусь к современным банкирам. Но важно, чтобы был соблюден баланс. Чтобы те инвестиции, которые банки будут направлять на реализацию проекта, были сопоставимы с теми средствами, которые они будут получать от государства. Вопрос в том, как сопоставить эти вещи», – сомневается эксперт. На взгляд Делягина, есть определенный риск в том, чтобы поручить банкам зарплаты и пенсии.
Ведь в случае с трудностями с реализацией проекта «Электронное правительство», они могут заявить, что намерены задержать выплату зарплат и пенсий. «Формально – это вещь прозрачная, но на самом деле мало контролируемая», – подчеркнул экономист. Проще, по его словам, было бы пообещать банкам помощь в административном плане или включить их в программу поддержки ликвидности.