Протестующие заполнили центральную площадь Калининграда.
Фото Михаила Рыбина
В минувшую субботу у главного политического символа Калининграда – памятника «Мать Россия» – состоялся митинг протеста против увеличения транспортного налога. На него со всей области собрались более трех тысяч человек. На «Харлеях» и «Ямахах» прибыли и бывшие соратники «главного калининградского байкера» – губернатора Георгия Бооса. Митингующие требовали отставки главы региона и депутатов от «Единой России».
Калининградская областная Дума в конце ноября под давлением главы региона в очередной раз повысила транспортный налог (в среднем на 25%), несмотря на то что его ставки в регионе и так одни из самых высоких в стране. По расчетам депутатов, это принесет в 2010 году доход в размере 75,2 млн. руб., в 2011 году – 147,5 млн. руб.
После Москвы и Питера Калининградская область является «самым автомобильным регионом». По данным ГИБДД, в частной собственности здесь находится 288 тыс. легковых автомобилей, не считая служебного и грузового транспорта. Каждая третья семья из почти миллионного населения эксклава владеет иномарками, как правило, подержанными. Добавим сюда 3,5 тыс. байкеров. Кроме того, на учете в маломерной инспекции МЧС числится столько же гидроциклов, катеров и яхт.
Накануне митинга около полусотни калининградских байкеров проехали по улицам города под сигналы клаксонов к регистрационному отделу ГИБДД, где сняли с регистрационного учета свои мотоциклы. Затем они свинтили с машин государственные номера и отдали их сотрудникам милиции. Владельцы байков утверждают, что платить на одну лошадиную силу 100 руб. не собираются, так как катаются не более четырех месяцев в году и, мол, им проще заплатить штраф в 100 руб. за езду на незарегистрированном мотоцикле. Впрочем, как сообщил «НГ» начальник областного ГИБДД полковник милиции Юрий Казаков, пока что с учета снято только 20 мотоциклов.
«Боос больше нам не друг, – заявил «НГ» один из руководителей байкерского клуба Михаил Лысенко по прозвищу Император. – Мы не будем больше губернатора поддерживать, а тем более приглашать его на байкерские фестивали. В общем, не надо нам больше петь губернаторских песен под гитару и без нее, как это было раньше».
На митинге выступили представители всех оппозиционных партий: КПРФ, ЛДПР, «Патриотов России» и «Яблока». Суть большинства выступлений сводилась к критике политики «Единой России» «в центре и на местах», говорили выступающие и о необходимости отправки в отставку губернатора-единоросса и всех его депутатов-однопартийцев. Звучали на митинге и откровенные угрозы экстремистского толка. Разгневанные байкеры, объявив «войну медвежьей партии», даже пригрозили тем, что «готовы взяться за бутылки с зажигательной смесью».
«Голосование по транспортному налогу показало, насколько далека от народа «Единая Россия», – сказал «НГ» депутат облдумы от «Патриотов России» Михаил Чесалин. Никто от властей города или области, не говоря уже о депутатах от ЕР, к митингующим не вышел.
Народу на митинге было так много, что площадь оказалась заполненной и собравшиеся начали перегораживать движение на главной магистрали – Ленинском проспекте. Движение пассажирского транспорта прекратилось. Но организаторы митинга призвали участников к порядку, опасаясь, как отметил руководитель общественной организации «Справедливость» Константин Дорошок, что в дело вмешается ОМОН. Впрочем, милиционеры вели себя крайне лояльно.
Завершился митинг принятием резолюции, в которой собравшиеся требовали отставки Георгия Бооса и правительства области, принятия закона об отзыве депутатов, а также отмены права субъектов Федерации увеличивать базовую ставку транспортного налога. Кроме того, митингующие предложили взимать транспортный налог из акциза, включенного в стоимость топлива для автомобилей.
Субботние акции протеста против повышения транспортного налога
Во Владивостоке планировались две акции протеста, провести которые так и не удалось – машины митингующих на подъезде останавливали милиционеры, что вылилось в мелкие конфликты с сотрудниками правоохранительных органов. На место задержания протестующих власти города направили несколько автобусов с ОМОНом. В отношении нескольких участников составлены протоколы о нарушении регламента при проведении публичного мероприятия.
В Иркутске на митинг собрались около 300 человек. За порядком на акции протеста, которая прошла без эксцессов, следили около десятка экипажей ГИБДД.
В Барнауле состоялся автомарш – автомобилисты проехали по улицам с плакатами «Поднимайте уровень жизни, а не пошлины и цены», – а затем пикет, на котором присутствовали около 100 человек.
В Кирове автомобилисты проводили акцию «Гудок гнева». Несколько десятков автомобилистов, включив аварийку и сигналя в знак протеста, остановились на близлежащих к центральной площади улицах, создали пробку из нескольких сотен машин. Сотрудники ГИБДД пытались принудить участников акции освободить дорогу, однако те закрылись в машинах и уехали только через 15 минут, как и было запланировано.
В Казани около 50 человек проехали по городу на машинах с желтыми ленточками и плакатами, на которых были лозунги против повышения стоимости ОСАГО и за отмену повышения транспортного налога.
В Москве примерно 50 автомобилистов собрались на площади Краснопресненской Заставы у станции метро «Улица 1905 года», при этом неподалеку стоял почти десяток автобусов с милиционерами. После того как автомобилисты попытались начать автопробег по Садовому кольцу, участников акции остановили сотрудники ГИБДД, которые рассеяли колонну.
В Санкт-Петербурге прошел митинг, на котором присутствовали около 100 человек – представители автомобильных профсоюзов и общественных организаций. За акцией следили сотрудники ГИБДД и ОМОН. Хотя митинг прошел спокойно, как сообщают организаторы акции, после его окончания были задержаны пять человек.
Калининград