0
991
Газета Политика Интернет-версия

10.12.2009 00:00:00

Избыток лошадиных сил

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор приложения "НГ-энергия" "Независимой газеты".

Тэги: транспорт, налог, закон


То, что в условиях кризиса власти подумывают об увеличении некоторых налогов, ничего удивительного нет. Как раз в это время денег не хватает и на федеральном, и на региональном уровне. Причем это феномен – не только чисто российский, на подобные меры решились в этом году и некоторые европейские государства. В Германии, к примеру, в июле этого года был принят новый закон о налогах на транспортное средство, избирательно повышающий налог на транспорт. Госдума в ноябре тоже решила изменить базовые ставки тарифов на транспортные средства в сторону увеличения. Но если немецкие автовладельцы отнеслись к новому закону с пониманием, их российские товарищи по несчастью начали протестовать. В этом россиян поддержали некоторые массмедиа, судя по всему, не понявшие задумки депутатов. В итоге принятый голосами единороссов в ноябре закон через неделю был подвергнут ревизии теми же законодателями. После прохождения процедуры согласования он все же был окончательно утвержден.

Обновленный транспортный налог, по идее законодателей, должен не только добавить денег в региональные бюджеты, но и стимулировать обновление автопарка в стране. Однако решение вопроса о его применении остается за региональными властями.

Конечно, по числу джипов наши регионы, и прежде всего столица, впереди планеты всей. Если в Берлине предпочтение отдается малолитражкам, а в Риме и вообще мопедам, то в Москве именно лошадиные силы свидетельствуют о статусе их владельца. С другой стороны, как раз Москва, из-за избытка лошадиных сил и перенасыщения устаревшими моделями десятилетней и даже двадцатилетней давности, превратилась в регион, мало подходящий по экологии для проживания людей. Эта судьба ждет и другие российские города.

Казалось бы, как раз обновленный закон и должен внести свою лепту в изменение ситуации на российских дорогах. Тем более что он сопровождается принятыми несколько ранее такими финансовыми мерами, как единовременные выплаты за сдачу в утильсырье автомобилей давних сроков выпуска и удешевление автокредитов на модели, изготовленные на территории России. Намерения и законодательной, и исполнительной ветвей власти внешне кажутся подготовленными и обоснованными. Однако вряд ли стоит ожидать коренного изменения ситуации. Чтобы понять это, поставим вопрос: а что изменилось с обновлением закона?

Прежде всего некоторые региональные лидеры уже заявили о своем отказе от его применения. В который раз популизм победил здравый смысл. Попытки решительного устранения с улиц ветхого автохлама перешли из категории императива в доброе пожелание. В этом случае, конечно, не помогут ни премии за утилизацию, ни льготное автокредитование. Логика, как правило, очень небогатых владельцев устаревших моделей понятна – зачем, мол, тратиться на новую машину, если и старая еще бегает.

Немецкий вариант кажется более разумным и логичным. Во-первых, закон обязателен с 1 июля для всех. А во-вторых, его ставки привязаны к количеству лошадиных сил и к уровню выбросов углекислого газа. Чем меньше выброс при прочих равных условиях, тем меньше тариф. Для дизелей базовая ставка составляет 9,50 евро на каждые сто кубиков, а для бензиновых – 2 евро. А за выброс каждого дополнительного грамма СО2 сверх установленного лимита в 120 граммов на километр пути придется платить 2 евро. Причем закон предусматривает постепенное снижение лимита – в 2012 году до 110 граммов СО2, а с 2014 года – до 95 граммов.

В этом случае и сверхмощные двигатели, и устаревшие модели становятся по экономическим показателям эксплуатационного режима невыгодными для любого потребителя с любым объемом кошелька по сравнению с более энергоэффективными моторами. Не говоря уже о гибридах и электромобилях.

Но надо понимать и другое. Этим законом немцы приступили к реализации долгосрочных государственных программ в области охраны окружающей среды послекиотского периода и коренной модернизации своей автомобильной промышленности в плане замены традиционного мотора на гибридный и потом электрический. В России, имевшей богатые традиции плановой экономики, так далеко предпочитают не заглядывать и решают только текущие задачи. Впрочем, как показывает анализ, не особенно удачно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
684
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
477
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
684

Другие новости