0
847
Газета Политика Интернет-версия

08.12.2009 00:00:00

Грустная сага о Союзном государстве

Кирилл Шевченко

Об авторе: Кирилл Владимирович Шевченко - доктор исторических наук (Центр российского образования в Праге).

Тэги: россия, белоруссия


россия, белоруссия Идея Ельцина–Лукашенко о Союзном государстве трансформировалась в рутину взаимных претензий Москвы и Минска.
Фото РИА Новости

Двадцатилетний юбилей падения Берлинской стены 9 ноября 2009 года был бурно отмечен всей мировой «прогрессивной общественностью» и ее российской частью. В отличие от годовщины падения стены десятилетие Союзного государства России и Беларуси, которое приходится на 8 декабря, мировая «прогрессивная общественность» вместе со своим российским филиалом вряд ли заметит.

К своему юбилею Союзное государство доковыляло в состоянии глубочайшего кризиса. Отношения Москвы и Минска отмечены растущим взаимным раздражением, недоверием и отчуждением. Российские политики и СМИ все чаще поговаривают о полном крахе белорусско-российской интеграции и раздраженно обсуждают набирающий силу дрейф Минска в сторону Евросоюза, нервно наблюдая за тем, как зачастившие в Беларусь высокопоставленные евробюрократы улыбчиво пожимают руку «последнего диктатора Европы».

Подобная реакция естественна и понятна, поскольку очень многие представители российской политической элиты до недавних пор были уверены в том, что белорусы, окруженные с севера, запада и юга строгим Евросоюзом и недоброжелательной Украиной, «никуда не денутся». С этой нехитрой установкой Москве с самого начала вряд ли стоило городить огород российско-белорусской интеграции, но властно вмешивались сиюминутные политические соображения. Если Минск поначалу подходил к вопросу интеграции вполне искренне и серьезно, то Москва использовала сей сюжет исключительно в утилитарно-предвыборных целях: на лакомую интеграционную наживку в смутные 1990-е годы можно было успешно ловить неискушенный российский электорат. Впрочем, как только дело касалось чего-то действительно серьезного – например, допуска Лукашенко на российское политическое поле, то из Кремля немедленно следовала нервная команда «отбой!».

Грустная сага белорусско-российской интеграции содержит несколько драматичных поворотов. Самой большой и самой роковой ложкой дегтя в так и не сколоченную до конца бочку Союзного государства стало мило-простодушное предложение тогдашнего президента России Владимира Путина о вхождении Беларуси в состав РФ всеми шестью белорусскими областями – Витебской, Могилевской, Гомельской, Минской, Гродненской и Брестской. Речь шла о фактическом аншлюсе, о полной ликвидации белорусской государственности и о превращении белорусских областей в рядовые российские субъекты Федерации. Даже большинство пророссийски настроенных белорусов, ознакомившись с этой новаторской интеграционной инициативой с востока, озадаченно почесали за ухом, подумав, что это уже чересчур.

Если у пророссийски настроенных белорусов, составляющих подавляющее большинство населения Беларуси, путинская инициатива вызвала сложную палитру чувств от легкого недоумения до открытого негодования, то для националистов из Белорусского народного фронта (БНФ) это стало поистине царским подарком. Предложение из Кремля великолепно вписывалось в формат пропаганды белорусских националистов, давно и безуспешно убеждающих белорусское общественное мнение в имманентно присущей России агрессивности, дикости и отсталости и в вытекающей отсюда необходимости полной переориентации на Европу. Если раньше пропаганда белорусских националистов не встречала заметного сочувствия в белорусском обществе, то путинская инициатива основательно взрыхлила почву для более сочувственного восприятия идей БНФ.

Допущенная Кремлем ошибка на белорусском направлении, нанесшая поистине нокаутирующий удар по самой идее интеграции на постсоветском пространстве, не была исправлена. Более того, она была еще больше усугублена последовавшими вскоре ожесточенными газовыми, нефтяными и молочными войнами.

Действия задействованных на белорусском направлении высокопоставленных российских чиновников приводят к печальному выводу о том, что содержание российско-белорусских отношений сводится Кремлем сугубо к энергоносителям. Во всяком случае, публичное поведение российского посла в Беларуси господина Сурикова, который на созываемых пресс-конференциях твердит в основном о ценах на нефть-газ, создает стойкое впечатление, что этот человек работает в действительности не высокопоставленным дипломатом в ранге посла России, а пресс-секретарем «Газпрома» в Минске.

Все это в совокупности, судя по всему, и является содержанием знаменитого процесса «отделения мух от котлет», инициированного в свое время Путиным в области отношений с Беларусью. Этот процесс начинает приносить плоды. Социологические опросы в Беларуси свидетельствуют, что в последние годы число белорусов, выступающих за вступление своей страны в ЕС, постепенно растет, в то время как количество тех, кто выступает за объединение с Россией, неуклонно снижается. Кстати, европейские и американские дипломаты, работающие в Восточной Европе, откровенно говорят в кулуарах, что с точки зрения качества инфраструктуры и степени социально-экономического развития Беларусь объективно готова к вступлению в Евросоюз куда лучше, чем безуспешно стремящаяся туда Украина и некоторые уже принятые туда государства Восточной Европы, и что единственный серьезный барьер на пути к интеграции в ЕС – существующий в Минске политический режим┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1527
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1634
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
735
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1083

Другие новости