Президент ЕБРР Томас Миров не понимает, каким образом тандемократия содействует реформам.
Фото Reuters
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в своей новой «Стратегии для Российской Федерации. 2009–2012», опубликованной в конце прошлой недели, подверг сомнению способность президента Дмитрия Медведева принимать решения. По мнению банка, это обстоятельство «усложнит политическую обстановку для проведения реформ».
ЕБРР как политический финансовый институт выделяет деньги скорее ради политических идей. Например, чтобы помочь бывшим соцстранам построить капиталистическую экономику, провести либеральные реформы. Стратегия – это базовый документ ЕБРР. Он принимается раз в три года. На основании документа банк распределяет миллиарды евро. К 1 октября 2009 года доля России в общем портфеле кредитов и инвестиций ЕБРР составляла 31%, или 7 млрд. евро. Как правило, в документе банк дает оценку тому, насколько активно в стране проводятся рыночные реформы и уменьшается участие государства в экономике. На этот раз банк исследовал эффективность тандема Медведев–Путин и пришел к выводу, что тандемократия реформам не содействует. «Нет никаких существенных признаков разногласий между президентом и премьер-министром (они уже длительное время являются политическими союзниками). Однако имеются расхождения во взглядах как внутри правительства, так и между правительством и администрацией президента по поводу ключевых проблем.
Это нормально в любой демократической стране, но в российской системе консолидированной демократии подобные политические разногласия все меньше разрешаются через прозрачные процессы с участием избирателей и гражданского общества, а вместо этого способствуют движению в политический тупик», – говорится в новой стратегии ЕБРР.
Более того, европейцы сомневаются, кто в действительности в России принимает решения: «Хотя российская Конституция предоставляет президенту больше властных полномочий, чем премьер-министру, существует некая неопределенность в вопросе, кто именно из этих двух представителей власти на самом деле принимает ключевые решения. Это усложняет политическую обстановку для проведения реформ». Путин, по мнению экспертов банка, свой президентский срок посвятил консолидации власти, а Медведев пока не показал себя лидером, способным принимать ключевые решения.
В документе также отмечается, что в предвыборной программе Медведев обещал содействовать развитию открытого общества, политическому плюрализму, повышению качества управления, борьбе с коррупцией: «Однако с момента инаугурации Медведева в мае 2008 года появилось не много признаков ощутимого прогресса в этом направлении. В первом же Послании президент Медведев объявил о крупной политической реформе, которая продлевает срок президентских полномочий с четырех лет до шести, а срок полномочий Думы с четырех лет до пяти. Этот шаг может ослабить подотчетность власти». «Идеи экономических и политических реформ озвучивались, но так и не превратились в конкретную программу с ясным центром инициативы», – подчеркивает ЕБРР. Банку симпатичны идеи президента о модернизации и борьбе с коррупцией, однако он отмечает недостаточное воплощение этих идей в жизнь и «отсутствие последовательной политической воли взяться за проблему в корне». На основании сделанных выводов банк призывает российские власти более активно содействовать «свободному обмену идеями и информацией, открытому общению с гражданским обществом, расширять политическую конкуренцию», а также заняться, наконец, реализацией обещанных мер по борьбе с коррупцией, установлению верховенства закона и проведению судебной реформы. Впрочем, поставив неуд российским реформам, банк все же не отказывается сотрудничать с нашей страной. На 1 октября 2009 года советом директоров ЕБРР уже было одобрено предоставление российским компаниям 1,7 млрд. евро.
Политолог Михаил Виноградов уверен, чем более идеологизированные ответы дают российские лидеры на вопросы о правящем тандеме, тем менее прозрачной ситуация становится для западного восприятия: «Их аргументы ничего не объясняют. Они звучат на языке, непонятном западной аудитории. Там мышление институциализированное, у них более четко делятся зоны ответственности». Политолог отмечает, хорошие отношения в тандеме – не самый значимый фактор для Европы. Между тем, на его взгляд, оценки европейского финансового института вряд ли повредят имиджу страны: «В докладе дана оценка, в значительной степени совпадающая с оценками российского политологического сообщества. Разрыв между модернизацией и ее реализацией не является секретом ни в России, ни за ее пределами».